Степанова Июлияна Гаврильевна
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: работа со звуками [ж]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи
на тему: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш
Цель:
• упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш;
• развивать фонематический слух;
• упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах;
• учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж и ш;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи „Звуковая культура речи: работа со звуками [ж]-[ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
• совершенствовать интонационную выразительность речи;
• отрабатывать речевое дыхание.
Методика проведения
Воспитатель начинает занятие с артикуляционной гимнастики «Веселый язычок».
Жил – был язычок в своем домике, проснулся он рано утром, открыл окошко посмотрел какая погода, а потом опять в домике спрятался. Потом посмотрел язычок налево, затем направо: гуляют ли дети на улице. После этого посмотрел язычок вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? Вышел язычок из дома и увидел красивые цветы на поляне очень ему их хотелось понюхать. Понюхал он один цветочек и воскликнул: Ах как пахнет! Захотелось язычку на качелях покататься: вверх, вниз. Покачался язычок на качелях и подумал, а не пора ли ему возвращаться домой, нужно узнать который час. Покажем как работают часики. Узнал язычок который час, к сожалению было уже поздно пора было возвращаться домой.
А мы с вами продолжаем играть. Игра «Наоборот» - противоположные по значению слова. Утро (вечер, день (ночь, радость (печаль, жара (холод, вверх (вниз, медленно (быстро, длинный (короткий, большой (маленький, высокий (низкий, глупый (умный, толстый (тонкий, горячий (холодный, широкий (узкий, добрый (злой, сильный (слабый, смелый (трусливый).
Физкульт. минутка: В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Воспитатель показывает детям картинку змеи. Как шипит змея? – шшш… Затем показывает картинку жука. Как жужжит жук? – жжж…Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью рук от себя (ползает змея, на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
Повтори слоги: ша, шу, ши, шо, ше.
Далее воспитатель просит детей назвать слова со звуком ш в начале слова: шахматы, шапка, шуба, шишка, шофер, шарик, шарфик итд. Затем слова со звуком ш в середине слова: машина, пушка, бабушка, дедушка, кувшин, башня, уши итд. И слова со звуком ш в конце слова: душ, мышь, тушь, камыш, ковш итд.
Педагог читает скороговорку: Тише мыши не шумите,
Нашу Машу не будите.
Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. И затем несколько раз повторяют вместе с детьми скороговорку в быстром темпе. Физкульт. минутка: Мы глазами миг, миг,
Мы плечами чик,чик,
Мыруками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ,топ,
Раз сюда, два сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали
Руки к верху все подняли
Раз сюда, два сюда
Заниматься нам пора.
Повтори слоги: жа, жу, жи, жо, же.
Далее воспитатель просит детей назвать слова со звуком ж в начале слова: жираф, жук, желудь, жаба, журнал, жетон итд. Затем слова со звуком ж в середине слова: пижама, ежата, медвежонок, кожа, пиджак итд. И слова со звуком ж в конце слова: еж, нож, гараж итд.
Педагог читает стихи: У жука надежный дом.
Жук живет не тужит в нем.
Жук жужжит не унывает
Жу – жу – жу он напевает.
Воспитатель выясняет у детей, понравилось ли им стихотворение, и читает его еще раз. Затем предлагает детям помочь ему прочитать две первые строчки и найти слова со звуком ж. Педагог читает последние строчки и дети называют слова со звуком ж.
Подводя итог, воспитатель напоминает, какие звуки дети учились различать.