Виктория Лаврентьева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: работа над звуками [з] и [ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Звуковая культура речи: работа над звуками [з] и [ж].
Цель. Формирование умения четко и правильно произносить звуки [з] и [ж] изолированно и в словах.
Задачи.
1. Звуковая культура речи:
-развивать слуховое внимании;
-развивать слуховое восприятие;
-тренировать артикуляционный аппарат;
-развивать речевое дыхание;
-уточнять и закреплять артикуляцию звуков [з] и [ж];
-отрабатывать интонационную выразительность;
-активизировать словарь со звуками [з] и [ж].
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Звуковая культура речи: работа над звуками [з] и [ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
-формировать диалогическую речь.
3. Социально-коммуникативное развитие:
-формировать игровую деятельность;
-формировать взаимоотношение между сверстниками и взрозлыми;
-развивать свободное общение.
4. Познавательное развитие:
-обогащать знания детей о насекомых.
Методы: артикуляционные, дыхательные упражнения, подвижные и дидактические игры, сюрпризные моменты, имитация движений с элементами звукопожражания, использование наглядного материала.
Приемы: повторение, образец, объяснение, указание отраженной речи.
Материалы: картинки насекомых (комар, жук, кузнечик.)
.Вводная часть. Приветствие.
Ребята покажите мне свои глазки. Ребята, а какое у нас сейчас время года?
(Повторение ранее изученного детьми материала, время года, месяц.)
-Весна, а какой месяц?
-У нас сейчас месяц май, молодцы, давайте посмотрим, а какая же у нас сегодня погода?
-Молодцы, мы вспомнили, что у нас сейчас время года весна, май месяц и теплая и солнечная погода.
А цветочки на улице уже распустились?
Дыхательная гимнастика.
-Сейчас, давайте закроем глаза и представим, что мы с вами попали на большую цветочную поляну, где растет много-много цветов, давайте понюхаем, как же вкусно пахнут наши цветы. Вдыхаем носим, выдыхаем ротиком и восхищаемся «Ах». Давайте еще раз, вдыхаем, медленно выдыхаем «Ах». И последний цветочека понюхаем. «Ах»
Проведение дыхательной гимнастики. 1. Глубокий вдох носом. 2. Медленно выдыхаем через рот и говорим «Ах». Повторение 2-4 раза.
-Молодцы, все понюхали цветочки?
Артикуляционная гимнастика.
-А сейчас, давайте улыбнемся друг другу, повторяйте за мной.
1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
А сейчас из улыбки сделаем хоботок. -Вытянули губки вперед, сделали длинную трубочку.
2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
-Молодцы, а теперь давайте улыбнемся и сделаем заборчик из наших зубов,показали друг другу забор
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
а сейчас из забора сделаем бублик, зубки не размыкаем, а губки вытягиваем вперед, делаем бублик.
4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны
-А сейчас будьте внимательными, а буду говорить, а вы мне показывать -Забор, бублик, улыбка хоботок.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
-Кто не ошибся? -Давайте еще раз повторим, забор, бублик, улыбка, хоботок.
Сюрпризный момент.
-А сейчас мы с вами отправимся на прогулку, представляем. Мы идем по зеленой траве, светит солнышко, на улице тепло, посмотрите, какое над нами чистое небо
Включаю звуки природы. По группе заранее прикреплен демонстрационный материал Картинка большого, маленького жука, большого, маленького комара и кузнечика. Развитие словаря. С помощью тембра, силы голоса, показываю, какую песенку поет большой жук.
–[ж-ж-ж]
Основная часть. Упражнение в звукопроизноше- нии звука [ж]. Большой жук и маленький жук.
Ребята, открываем глазки, кто же это у нас так жужжал только что?
Я на веточке сижу, Букву "Ж" всё твержу,
Знаю твёрдо букву эту,
Я жжужу весной и летом. (жук)
-Да, ребята, посмотрите, к нам прилетел вот такой жук.
Давайте повторим, как жужжал жук. –[ж-ж-ж]
-А какой это жук?Большой или маленький?
-Большой, но с ним прилетел еще и маленький жучок, Аня мне может показать, как жужжит маленький жук?
Интонирование голосом большой и маленький.
-губки вытягиваем. Повторяем все вместе –[ж-ж-ж]
Закрепление звука [ж]
А сейчас я проверю, кто запомнил, как жужжит большой жук, а как маленький. Когда я скажу «большой жук», вы будете жужжать, как? -Громко, низким голосов А когда буду говорить Маленький жук -Будете жужжать звонким, тоненьким голоском. -Приготовились? -Большой жук -Маленький жук -Маленький жук -Большой жук -Молодцы, все справились.
Упражнение в звукопроизношении звука [з]. Большой комар и маленький комар.
Картинки большого и маленького комара заранее висят в группе.
А сейчас, мы продолжим нашу прогулку, представляем, солнышко начинает прятаться за тучи, кажется, скоро начнется дождь [з-з-з]
-Ребята, что же это такое, никак у нас с вами не получится погулять.
-Вы слышали? [з-з-з]
-Кто к нам опять прилетел? -а он какой?Большой или маленький?
-Маленький
Интонирование голосом песни большого и маленького комара.
-Как мы изобразим песенку нашего маленького комара?
-голосок тоненький, высокий
Повторяем [з-з-з]
-Леша, скажи мне, а как поет большой комар? [з-з-з]
Повторим все вместе [з-з-з]
Закрепление звука [з]
Сейчас проверю, все ли запомнили, когда я говорю маленький комар, вы поете песню маленького комара, а когда говорю большой комар вы поете песню большого комара. -Большой комар
-Маленький комар
-Большой комар
-Большой комар
-Маленький комар
Закрепление звуков [з]и [ж]
-Молодцы, а сейчас еще вспомним жужжание наших жуков и песенки комара одновременно Будьте внимательны
-Маленький комар
-Большой жук
-Большой комар
-Маленький комар
-Маленький жук
-Молодцы, а сейчас мы с вами отдохнем.
Физминутка
КУЗНЕЧИКИ
Поднимайте плечики, (движения по смыслу слов)
Прыгайте кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Услышали стрекотание кузнечика и увидели картинку. Повторение физкультминутки 2 раза
Игра «Найди вещи.»
Посмотрите, какие у нас есть картинки, жук и комар, перепутали свои вещи, и нам надо каждому вернуть его предмет, но надо это сделать правильно
Дети распределяют предметы между жуком и комаром, учатся находить звуки [з] и[ж] в словах. Вещи жука, сложим в его чемодан, а комара в свой чемодан
, жук у нас что делает? Жужжит Значит его вещи те, где есть звук ж -А комар? -Звенит Значит его вещи те, где есть звук [з]
Произношу утрированно.
Жаба к кому пойдет?
Замок?
Желуди?
-Зонт?
-Зуб?
-Жираф? -
Роза?
-Флажок
-Молодцы, ребята, мы помогли найти нашим гостям их вещи.
«Повтори не ошибись»
Давайте теперь на прощание, сделаем нашим гостям приятно и выучим маленький стишок с их любимыми звука и расскажем его им. Послушайте его внимательно. Встаем у стульчика
Заучиваем стишок, используя мнемотаблицу.
жа, жа, за — вот идет коза за,
за, жа — мы видели ежа
жу, зу, зу — мы ведем козу зу,
жу, жу — на лужок хожу
А теперь давайте выучим первое предложение. жа, жа, за — вот идет коза за,
за, жа — мы видели ежа
жу, зу, зу — мы ведем козу
зу, жу, жу — на лужок хожу ножи
А теперь давайте с самого начала расскажем стих нашим гостям.
жа, жа, за — вот идет коза за, за, жа — мы видели ежа жу, зу, зу — мы ведем козу зу, жу, жу — на лужок хожу
3. Заключительная часть. Рефлексия.
-Молодцы, я думаю им понравилось, а сейчас им пора улетать, давайте попрощаемся с ними, пожужжим жуку и позвеним комарику.
-Ребята, вы сегодня были внимательными, находчивыми. Что вам больше всего понравилось? Мы сделали с вами огромное дело, что помогли жуку и комару разобрать их вещи, прочитали им их любимое стихотворение.
-наши гости сказали вам огромное спасибо и приготовили для вас подарки, вот такие раскраски, вы потом их раскрасите и у вас на память останется частичка добра от наших новых друзей. А сейчас берем стульчики и ставим их на место.