Светлана Клягина
ООД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Рассматривание и составление рассказа по картине И. Шишкина «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе
Тема : Рассматривание и составление рассказа по картине И. Шишкина «Зима»
Цели:
Обучающие:
- учить рассматривать картину и правильно понимать её содержание;
- формировать целостное представление об изображённом;
- учить составлять рассказ о картине по образцу;
- формировать представление о выразительных средствах, используемых художником для создания картины;
Публикация «ООД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Рассматривание и составление рассказа по картине И, Шишкина „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- учить использовать разные материалы для реализации замысла.
Развивающие :
- развивать все виды восприятия (зрительные, слуховые);
- расширять и активизировать словарный запас (дремучий, непроходимый, сумрачный лес, одинокая птица);
- развивать связную речь;
- развивать художественное воображение детей на основе произведений изобразительного искусства;
- совершенствовать навыки работы с различными материалами.
Воспитательные:
- вызвать эмоциональный отклик от увиденного на картине;
- воспитывать любовь к природе,
- воспитывать аккуратность при работе с различными материалами (красками, клеем, манкой)
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: наблюдения за зимними изменениями в природе, рас-сматривание фото и иллюстраций на тему: «Зима», чтение стихов и рассказов о зиме, тонирование листов синей краской, рисование елового леса.
Оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», аудиопроигрыватель и аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Зимние грёзы» часть 2., неоконченные рисунки детей, белая гуашь, баночки, кисти, клей, вата, манка, тряпочки вытирать кисти.
Ход занятия
I. Орг. момент (введение в тему)
Звучит музыка П. И. Чайковского «Зимние грёзы» ч. 2.
Воспитатель читает стихи: «Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.» И. Суриков
«Околдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.» «Пороша» С. Есенин
II. Вступительная беседа:
В: - О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: - В стихах говорится о зиме.
В: - Как вы это поняли?
(Ответы детей.)
В: - Какая звучала музыка во время чтения стихов?
Дети: - Грустная, тихая, спокойная.
В: - Такой слышит и видит зиму музыкант.
- Поэты и музыканты восхищаются красотой зимней природы, выражая своё восхищение с помощью слов и музыкальных звуков. А художники используют свои средства, чтобы показать красоту русской природы и свою любовь к ней.
Художник Иван Шишкин приглашает нас на прогулку полюбоваться природой.
III. Рассматривание картины детьми под руководством воспитателя.
Звучит музыка
IV. Беседа по картине
В: - Посмотрите, куда нас приглашает художник?
Дети: - Художник нас приглашает в лес!
В: - А какой это лес?
Дети: - Зимний лес, т. к. нарисована зима.
- Еловый лес, т. к. состоит из елей.
- Густой, старый, дремучий.
В: - Почему вы так решили?
Дети: - Деревья стоят близко, стволы толстые и тёмные, много поваленных деревьев.
В: - Посмотрите на правую часть картины. Какой лес справа?
Дети: Справа деревья стоят близко, там темно.
В: - На картине справа лес густой, непроходимый, стоит тёмной стеной. Что значит «непроходимый»?
Дети: - Деревья стоят так близко, что трудно пройти.
В: - Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать дремучий, сумрачный лес?
Дети: - Серые, коричневые, бурые, чёрные.
В: - А какой лес слева на картине?
Дети: - Лес редкий, светлый.
В: - Почему?
Дети: - Видно свет, небо сквозь деревья.
В: -Где самое светлое, яркое пятно на картине!
Дети: - В центре картины.
В: - Как вы думаете, почему?
Дети: - Светит солнце, его лучи проникают на поляну, освещают её.
В: - Солнце проникает в густой ельник, и о его лучей снег и стволы деревьев становятся желтовато- розоватыми. Как показал И. Шишкин, что зима выдалась снежная?
Дети: - Вся земля укрыта снегом, маленькие ёлочки в снежных, белых шапках.
(много снега, деревья стоят по колено в снегу)
В: - Слышно ли что-нибудь в лесу?
Дети: -Никого нет, стоит тишина.
В: -Верно, всё спит под снежным зимним одеялом, лес задремал. Но он всё-таки живой, в нём есть лесные обитатели. Видите ли вы кого-нибудь?
Дети: - Птица сидит на ветке.
В: - Каково птице в таком лесу?
Дети: - Ей холодно и одиноко.
В: - Не поёт одинокая замёрзшая птица, словно боится нарушить покой и сон леса.
Какой воздух в этом зимнем ельнике?
Дети: -Воздух холодный и морозный.
В: - Какими красками передал это художник?
Дети: - Белые, синие, голубые, серые, бурые.
В: - Это холодные цвета, они помогли И. Шишкину передать настоящую русскую зиму. Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Дети: - Грустное, задумчивое, всё спит и ждёт весны.
V. Подбор названия к картине
В: - Как бы вы назвали эту картину?
Дети: - Зимний лес, зима в лесу, зима.
VI. Физпауза
(Звучит музыка, воспитатель говорит и показывает, дети повторяют движения)
В: - Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Сначала снега было мало, но с каждым днём сугробы становились больше. Ели стоят как мачты кораблей. Посмотрим и потянемся к их вершинам. Зато маленькие ёлочки в своих шубках не видны в глубоких сугробах. Давайте ещё погуляем и подышим морозным воздухом. А теперь нам пора возвращаться.
VII. Прослушивание образца рассказа о картине
В: Об этой картине есть рассказ.
Образец рассказа по картине И. Шишкина «Зима»
На картине Ивана Шишкина «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Я вижу густой ельник, покрытый снегом. Снег на земле, на поваленных деревьях, старых елях и маленьких ёлочках. Снег белый, чистый, пушистый. Справа на картине деревья стоят тёмной стеной, слева лес реже. Сквозь ветви видно голубое небо. В центре (в глубине) картины я вижу светлую поляну. От лучей солнца розовеют ветви и стволы деревьев. Кругом покой и тишина. На ветви ели сидит одинокая птица. Она боится нарушить зимний сон леса. Я люблю зимний лес и мне нравится эта картина.
VIII. Пересказ по плану воспитателя
В: - Какими словами начинается рассказ?
- Что изображено на картине?
- Чем заканчивается рассказ?
IX. Коллективное составление рассказа.
В: - Мне тоже хочется придумать рассказ. Вы мне поможете? Тогда я начну, а кто-нибудь из вас продолжит: И. И. Шишкин на картине «Зима» изобразил зимний лес. Это густой ельник, покрытый снегом. Снег… (по очереди дети добавляют предложения, а воспитатель показывает на изображение картины : справа, слева, в центре.)
В: Кто хочет свой рассказ придумать? (2-3 человека)
X. Анализ рассказов детей.
XI. В: - Понравились ли рассказы ребят? Чей рассказ понравился больше? О чём они не рассказали? Что вы бы добавили? Удалось ли художнику передать красоту русской природы зимой?
После ответов детей заслушать ещё вариант рассказа с учётом недостатков предыдущих.
XII. Продуктивная деятельность детей
В: Ребята, мы с вами создаём свою картинную галерею и нарисовали лесной пейзаж, но непонятно, какое время года в нашем лесу. Я предлагаю вам побыть волшебниками и превратить наш лес в зимний. Как это можно сделать? ( ответы детей: красками, ватой или манкой.)
В: Выбирайте, чем вы будете превращать ваш лес в зимний.
( Дети делают выбор: за первым столом –белая гуашь, кисти, тряпки,за вторым – клей, кисти, вата, за третьим – манка, клей, кисти.)
XIII. Оценка детьми полученных работ.
Дети рассматривают получившиеся картины и говорят, чем они им нравятся.
XIV. Подведение итогов занятия
В: - Что мы сегодня с вами делали? Что вам понравилось больше всего?
Дети: - Слушали музыку, гуляли по зимнему лесу, рассматривали картину, составляли рассказы, превращали лес в зимний. Понравилось быть волшебниками, делать лес манным.