ольга смецкая
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;
-учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;
- закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;
- воспитывать интерес к составлению рассказа по картине;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи „Составление рассказа по картине „Ежи“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения;
- упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
- развивать внимание, память;
- уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
Картина «Ежи», мольберт, указка, схема-дорожка, компьютер, мяч.
Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.
Предварительная работа:
Чтение рассказов И. Акимушкина «Жил - был ёжик», И. Соколова-Миткова «Ежи», разучивание стихотворения «Трудолюбивый ёжик», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких животных.
ХОД:
(дети становятся кругом)
Минутка вхождения в день:
Доброе утро-птицы пропели
Добрые люди-вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам
Солнце встает и идет по делам.
Сегодня мы с вами будем много разговаривать, поэтому давайте разомнем наши язычки (артикуляционная гимнастика) :
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
(дети садятся на стульчики полукругом)
- Ребята, скажите, каких лесных животных вы знаете?
- Много живет в лесу животных,
а про кого говорится в этой загадке:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ежик).
(показ иллюстрации на ноутбуке)
- Правильно, ежи очень интересные животные. Живут они семьями, давайте назовем членов семьи ежей:
папа-еж, мама-ежиха, детеныши-ежата, а если один малыш-то - ежонок.
-Ёжи обитают в лесу. Живут они в норах. Спина животного покрыта иглами. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Зубы острые. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Ежи приносят пользу - уничтожают вредителей, их нельзя обижать.
- Артем прочитает стихотворение
Трудолюбивый ёжик
Вышел ёжик в лес чуть свет,
Весь в иголочки одет,
А иголочки крепки,
Держат яблочки-грибки,
Ёжик хоть и невелик,
Но трудиться он привык.
Подберёт, засушит впрок
Вместе с яблочком грибок.
Вместе с яблочком грибок.
- Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла.
Показ картины «Ежи». Кто нарисован на картине? (ежики).
- Ребята, давайте придумаем название этой картине (Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке…).
Нам нужно составить рассказ по этой картине, рассмотрите ее внимательно и ответьте на вопросы:
1. - Что изображено на этой картине? (лесная полянка).
2. - А какое время года? (ранняя осень)
3. - Что нарисовано на полянке? (пень, трава, ягоды, жука, кузнечика, мох).
4. - Кого вы видите здесь? (ежей)
5. - Сколько их (четверо). (Мама- ежиха и трое ежат).
6. - Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей).
7. -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять, побегать, порезвиться).
8. - Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые).
9. - Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика).
10. - Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да).
- Послушайте мой рассказ по картине «Ежи» (под музыку)
- Однажды в теплый осенний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли травка и мох, лежал старый пень, было много ягод и разных насекомых.
Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке.
Мама ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать в лесу пищу. Ежиха большая, заботливая, любящая, охраняет от хищников своих ежат.
Один ежонок повстречал на пне большого жука.
Другой ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика.
Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним.
Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.
- Понравился мой рассказ? (да).
- Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.
- Давайте рассмотрим схему :
1. Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат.
2. Затем расскажите, какие ежата.
3. Потом опишите маму ежиху.
Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке:
4. чем занят первый
5. кого увидел второй ежонок
6. и куда пошел третий.
7. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.
Заслушиваются по очереди 3-4 ребенка.
После рассказа первого ребенка –
физкультминутка: (под музыку)
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил,
И к детишкам поспешил.
- Молодцы, ребята.
- Теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение» (с мячом) :
Медведь большой, а еж-маленький,
Заяц пушистый, а еж - колючий,
Волк злой, а еж – добрый,
Еж спит днем, а охотится – ночью,
Белка живет в дупле, а еж – в норе,
У лисы-лисята, а у ежихи-ежата,
Один – ежонок, а много – ежата.
- Хорошо, и в конце давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился?
О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?
- Молодцы, вы все сегодня хорошо позанимались и я приготовила для вас маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите.