Татьяна Гончарова
Занятие по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» в средней группе по теме «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
Цель: Формирование умений составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Обучающие задачи:
Публикация «Занятие по развитию речи в средней группе „Составление рассказа по картине „Лиса с лисятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
1. Упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картине.
2. Формировать умение подбирать определение к словам «лиса», «лисёнок».
3. Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображённые на картине.
4. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картинке.
5. Упражнять в использовании предложений со сложноподчинённой связью.
6. Формировать умение подбирать прилагательные.
Развивающие задачи :
1. Развивать связную речь детей.
2. Развивать интонационную выразительность речи.
3. Развивать речевое творчество.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Методические приё мы: наглядные, словесные, игровые
Форма: подгрупповая
Оборудование: картина «Лиса с лисятами», подзорные трубы из бумаги
Предварительная работа: беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, рассказа В. Бианки «Лиса-плясунья»
Ход взаимодействия:
1. Организационный момент (0,5 мин)
-Дети, посмотрим друг на друга, подарим своему соседу улыбку.
-Что бы вы хотели пожелать друг другу на сегодняшний день?
( Ответы детей: Я желаю хорошего настроения Я бы хотела пожелать радости. Я хочу всем пожелать, чтобы день прошёл хорошо…
-Пожелаем друг другу хорошего настроения, радости, чтобы всё задуманное сегодня удалось.
2. Артикуляционная гимнастика (1 мин)
-Очень любит наш роток улыбаться (упр. «Улыбка»)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язычок лопаточку сделал, раз, два (упр. «Лопаточка»)
А потом забор построил. Красота (упр. «Заборчик»)
Рядом с новеньким забором – желобок.
По нему несётся воздуха поток (упр. на выработку воздушной струи)
3. Отгадывание загадки(0,5 мин)
А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
- По каким признакам догадались, что это лиса?
-Да, верно- это дикое животное лиса. У лисы красивый золотистый мех, длинный пушистый хвост. А эта загадка, маленькое, но точное описание её внешности и характера поведения.
- Дети, сегодня мы с вами превратимся в рассказчиков. Будем составлять рассказ по картине об этом животном.
4. Упражнение «Назови картину» (2 мин.)
(дети проходят и присаживаются на стульчики, педагог открывает доску, на которой картина «Лиса с лисятами»)
-Рассмотрите внимательно картину и придумайте ей название. …
( Ответы детей: Эту картину можно назвать «Лисья семья». Я бы назвала картину «Лисы на полянке». А я думаю, что эта картина называется «Лиса и лисята»).
-Хорошо, дети. Я услышала много хороших названий для картины.
- Мне очень понравилось название, которое придумала Люба Л. Давайте эту картину так и назовём : «Лиса с лисятами», они- главное, что изобразил на картине художник.
5. Игровой приём «Подзорная труба»
(3 мин.)
-Возьмите подзорную трубу. Посмотрите в неё одним глазом, а другой при этом зажмурьте. Наведите трубу на картину, рассмотрите любой объект на ней. Опишите то, что вы увидели.
(Я увидел большую лису, которая лежит на полянке.
Я увидела лисёнка с белой мордочкой.
А я посмотрел на мышонка в нижнем углу картины. И т. д.)
-Хорошо,молодцы. Я услышала все ваши ответы. А я, дети, увидела полянку, на которой лежит лиса.
6. Гимнастика для глаз
(1 мин.)
-Дадим нашим глазам немного отдохнуть.
Ходит рыжая лиса
Щурит хитрые глаза.
(крепко зажмуривают и открывают глаза)
Смотрит хитрая лиса,
Ищет, где бы поживиться
(вытягивают вперёд правую руку, на которой все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак; водят рукой вправо-влево и следят за движениями указательного пальца. не поворачивая головы)
Пошла лиска на базар,
Посмотрела на товар
(поднимают руку вверх и опускают вниз, прослеживая взглядом)
Себе купила сайку,
Лисятам балалайку
(описывают рукой круг по часовой стрелке и против него
7. Работа по содержанию картины (7 мин)
-Обратите внимание на лису и расскажите, какая она? Как она выглядит? … (рыжая, золотистая, пушистая, длиннохвостая)
-Вспомните, какие у лисы повадки? … (Она хитрая, проворная, ловкая)
-А какими словами называют лису в сказках? …
(лисичка, лисонька, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая плутовка)
- Какие слова можно подобрать, говоря о шерсти лисы? (пушистая, мягкая, тёплая)
- А кто находится рядом с лисой? … (Рядом с лисой находятся лисята, детёныши лисы)
-Верно, ещё их называют щенки, так как лисы относятся к семейству собачьих, и как все собаки, лисы умеют тявкать.
-Где находится лиса? (Лиса лежит на полянке, возле своей норы…
-Что делает лиса (Она лежит и смотрит на своих лисят) …
-Сколько лисят у лисицы? (У лисы четыре лисёнка…
-Как вы думаете, какие лисята по характеру? (У лисят характер озорной. Они играют, значит, они игривые, шаловливые. Ещё они шумные).
- Я услышала все ваши высказывания. Вы нашли много слов для описания характера лисят.
-Расскажите, что делают лисята. (Два лисёнка пытаются догнать мышонка, который бегает возле лисьей норы. Один лисёнок сидит возле мамы- лисы и наблюдает за другими. Ещё один лисёнок с чёрненькими ушками догоняет птичье перо.)
-Подумайте и скажите, как здесь оказался мышонок? (Он прибежал сам. Его принесла лисятам лисица)
-А какой из лисят самый спокойный? (Самый спокойный лисёнок то, который сидит возле лисицы)
- Почему вы так думаете? (Он сидит спокойно и наблюдает за другими)
-Какой лисёнок вам больше всего понравился? Почему? …
8. Физминутка «Лиса» (1 мин)
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась,
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала-
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
( Все движения выполняются от париферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.)
А потом пошла ладошкой
И пошлёпала немножко.
Ну, красавица Лиса!
До чего же хороша! (Красуясь, выполнять полуобороты корпуса влево-вправо, поставив руки на пояс, выпрямив плечи)
9. Составление рассказа по картине (8 мин)
-Дети, я предлагаю вам составить рассказ по картине «Лиса с лисятами».
-Какими слова можно начать рассказ? …
(Жила – была лиса с лисятами…
В лесу жила лиса с лисятами…
Дело было в лесу…
Однажды мама-лиса принесла мышонка своим лисятам)
-Какими словами можно закончить рассказ?
(Мне понравилась эта картина…
Какая дружная семья…
-Все слова, которые вы сейчас вспомнили, вы можете использовать во время своего рассказа. Подумайте, как вы его назовёте. Можно использовать то название, которое мы дали в начале занятия.
10. Итог (1 мин)
-Что вам на занятии больше всего понравилось?
-Что запомнилось?
-Понравилось вам составлять рассказ по картине?
-Что показалось трудным?
-Чей рассказ по картине вам понравился больше всего? Почему?
- Мне понравился рассказ по картине Богдана А.
Очень хорошие выражения для рассказа были подобраны у Алисы П. Молодцы, дети. Спасибо.