Ольга Малявина
ООД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ для детей старшей подгруппы «Путешествие в поисках сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование представлений детей о различных состояниях воды.
Задачи:
1. Обучающие:
1) Систематизировать знания детей о трёх состояниях вещества.
2) Показать, что любое вещество может перейти из одного состояния в другое, через моделирование маленькими человечками.
3) Продолжать формировать у детей умение устанавливать причинно – следственные связи.
2. Развивающие :
1) Развивать свободное общение со сверстниками и взрослым в ходе образовательной деятельности.
Публикация «ООД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ для детей старшей подгруппы „Путешествие в поисках сокровищ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пираты и сокровища
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
2) Развивать у детей речь, память, творческое и образное мышление
3. Воспитательные:
1) Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
2) Воспитывать в детях в процессе совместной деятельности чувство коллективизма, готовность прийти на помощь.
3) Воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, экспериментирование, самообслуживание и действия с предметами, двигательная.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,
подготовленная к занятию, кувшин, письмо, карта, аудиозапись «Звук плывущего корабля», «Хоровод», сундук с сокровищами, контейнер со льдом, термос, стекло, мнемотаблицы по 3шт. на каждый стол; макет дерева, картинки фруктов с загадками, карточки с вопросами; штурвал, подзорная труба.
Раздаточный материал: белые листы бумаги с восковым контуром корабля по количеству детей, гуашь синего цвета по количеству детей, кисточки и баночки с водой на каждого ребёнка, салфетки по 2шт. на каждого ребёнка, пластиковые стаканы по 2шт. (пустой и с водой) на каждого ребёнка, поддоны 1шт. на каждого ребёнка, подносы на каждого ребёнка, халаты по количеству детей и один для воспитателя, именные бейджики на каждого ребёнка и один для воспитателя.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседа с детьми о воде, просмотр презентации «Волшебница вода», рассматривание иллюстраций о воде, чтение художественной литературы о путешествиях.
Словарная работа: фрагмент карты, расшифровать, путешествие, остров, исследователь.
Методы и приё мы:
• наглядный: письмо, карта, демонстрация мнемотаблицы, показ способов действий с объектами, макет дерева, картинки фруктов с загадками, карточки с вопросами;
• словесный: беседа, объяснение, указание, вопрос-ответ, напоминание, поощрение;
• практический: погружение в игровую ситуацию, исследовательский, создание проблемной ситуации; практические действия по уточнению свойств воды;
• игровой: игровая мотивация, сюрпризный момент.
Здоровьесберегающие технологии: эмоциональный настрой, дыхательное упражнение «Ветер дует», физкультминутка «Море», подвижная игра «Маленькие человечки».
Ход ООД:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, хотите научиться здороваться необычно? (Ответы детей)
Тогда повторяйте за мной:
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
2. Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, я шла сегодня в детский сад и на нашем участке нашла необычный кувшин. Посмотрите, какой он красивый! Ой, а в нём что – то есть, давайте, достанем и посмотрим, как вы думаете, что в нём? Кто же его потерял? (Ответы детей)
-А мы сейчас прочтём и всё узнаем.
3. Основная часть
Слайд 1
Письмо
- Здравствуйте, ребята! Я – Пират. Я узнал, что вы очень дружные и многое умеете. Я хочу знать, правда ли это? На своём острове я спрятал сокровища. Найти вы их сможете, расшифровав мою карту.
А чтобы расшифровать мою карту вы должны выполнять непростые и интересные задания. За выполненные задания получаете фрагмент карты.
Если вы, успешно пройдёте все препятствия, то вы, найдете сокровища. Найти их вам поможет ваше умение думать, запоминать, рассказывать.
-Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое сокровища? Хотите их найти? А хотите отправиться в путешествие? (Ответы детей) Ребята, я предлагаю прямо сейчас отправиться на поиски сокровищ.
Воспитатель: - Скажите, как мы можем добраться до острова, на котором пират спрятал свои сокровища? (Ответы детей)
Какие вы у меня умнички, сколько интересных вариантов предложили. А чтобы узнать, на чём пират вам предлагает отправиться на остров, присаживайтесь за столы, в кувшине были белые листы бумаги, посмотрите на них и скажите на чём? (Ответы детей). Какой он хитрый прислал тайные картинки. Ребята, а я знаю секрет тайной картинки, как сделать ее явной. (Воспитатель предлагает детям закрасить белые листы бумаги гуашью и посмотреть что произошло)
-И что же там нарисовано? На чем нам предлагает отправиться в путешествие пират? (Ответы детей)
Слайд 2
-Ну, тогда в путь, поплыли.
Дети выходят и становятся парами, лицом к зрителям
Слайд 3
- Воспитатель: Что-то наш корабль плохо набирает ход. Что-то надо предпринять. А что? Ветра – то нет? Надо подуть.
Дыхательная гимнастика «Ветер дует»
Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко, - Руки поднять вверх, встать на носки, подуть
Я подую низко, - Руки перед собой, присесть и подуть
Я подую далеко, - Руки перед собой, наклон вперед, подуть
Я подую близко. - Руки положить на грудь и подуть на них
Слайд 4 + Аудиозапись «Звук плывущего корабля»
Вот мы с вами и добрались до острова.
Слайд 5
Он называется «Загадочный». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) А ты как думаешь (имя ребёнка? Ребята вы все согласны? (Ответы детей)
Вынести загадочное дерево
Посмотрите, тут на острове растёт загадочное дерево, на нём разные фрукты с загадками. (Апельсин, ананас, яблоко) Попробуем их отгадать? (Ответы детей)
Тогда слушайте внимательно.
Загадки
Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет,
Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет.
(Дождь)
На небе плывут узоры чудные:
Собачки, лошадки, белые и озорные.
Их весело в небе рассматривать днём.
А ночью почти их не видно потом.
(Облака)
Умнички, слушайте последнюю загадку:
Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа.
(Лёд)
-Воспитатель: Что объединяет все эти загадки? Как вы думаете, о чем мы поговорим на нашем занятии? (Ответы детей) Правильно, о воде.
Вы все загадки отгадали, а вот и фрагмент карты.
Слайд 6
Поплыли дальше.
Слайд 7 + Аудиозапись «Звук плывущего корабля»
Впереди виднеется остров и называется он «Остров Почемучек».
Слайд 8
Посмотрите, как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)
Да, видите, на этом острове много вопросов, на которые нам предстоит ответить. Они повсюду здесь даже на дереве.
-Воспитатель:
- Где можно увидеть воду? Какой она бывает? (Ответы детей)
- Кому нужна вода? Зачем она растениям? А животным? (Ответы детей)
-А знаете ли вы, что, несмотря на то, что воды на планете много, не вся она пригодна для питья? Подойдет ли растениям, животным и человеку соленая морская или океаническая вода? А какая нужна? Что значит пресная? (Ответы детей) Молодцы!
-Воспитатель:
Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо».
Игра «Хорошо – плохо»
Отвечаем на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?»
Хорошо потому что:
1. Вода нужна для питья, чтобы умыться, вымыть руки.
2. Водой можно закаляться, играть с водой.
3. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.
4. В воде стирают одежду.
5. Нужна для полива цветов, растений в саду и огороде.
6. В воде живут разные животные, нужна для питья животным.
«Вода – это плохо. Почему?»
Плохо потому что:
1. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.
2. Горячей водой можно обжечься.
3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.
4. Если часто поливать растения, они могут погибнуть.
5. Если не умеешь плавать, можно утонуть.
6. Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.
Молодцы, справились с заданием и получаете второй фрагмент карты.
Слайд 9
-Воспитатель: Мы с вами неплохо потрудились, а теперь надо отдохнуть.
Встаньте парами, на расстоянии вытянутых рук, друг от друга.
Физкультминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай,
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
-Воспитатель: Молодцы! Поплыли дальше.
Слайд 10 + Аудиозапись «Звук плывущего корабля»
Впереди остров «Исследовательский».
Слайд 11
Как вы думаете, что такое «исследовательский»? А кто такие исследователи? (Ответы детей). Я предлагаю вам сейчас тоже стать исследователями. Проходите в лабораторию, надевайте халаты, присаживайтесь и следуйте инструкции в мнемотаблице. Что нужно сделать?
Сейчас мы это узнаем.
Слайд 12
-Воспитатель:
Опыт №1 «Вода – жидкость»
Нам нужно перелить воду из одного стакана в другой.
-Ребята перелейте воду из одного стакана в другой.
-Что происходит с водой? (Ответы детей)
-Почему она льется?
-Итак, какая вода? (Ответы детей)
-Давайте сделаем вывод: поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
А теперь приступим ко второму опыту, следуя мнемотаблице.
Слайд 13
Опыт №2 «Тает льдинка»
-Возьмем кусочек льда в руку. Во что превратился лёд? (Ответы детей)
-Вывод: лёд – это вода в твердом виде.
Следующий опыт, обратите внимание на мой стол.
Слайд 14
Опыт №3 «Пар – это тоже вода»
-На занятие я принесла термос с горячей водой. (Открыть крышку термоса)
-Что это поднимается над термосом? (Ответы детей)
-Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? В термосе была только горячая вода. А вы знаете? (Ответы детей)
-Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. А теперь я подержу над паром стекло. Что появилось на стекле? (Ответы детей)
Вывод: пар – это тоже вода.
Итак, ребята, какой же вывод мы сделаем из наших опытов? (Ответы детей)
Вывод: вода в окружающей среде бывает разной: жидкой, твёрдой и газообразной.
Приведите примеры воды в разном состоянии. (Ответы детей)
-Это может быть река, море, пруд, сосулька, снежинка, туман, пар, лёд.
-Молодцы!
- Ребята, а из чего состоит лёд, а вода, пар? (затрудняются с ответом)
-Все вещества, предметы, тела, состоят из маленьких частиц – молекул. Вы с ними будете знакомиться в школе. А пока мы их назовем маленькими человечками.
-Разные предметы состоят из разных человечков. В твёрдых предметах, как лёд, живут «твердые человечки», которые крепко держаться за руки и стоят близко друг к другу.
Слайд 15
-Выходите, давайте изобразим этих человечков.
Дети стоят в кругу близко друг к другу и держатся за руки.
-Когда становится тепло, лёд тает, человечки перестают держаться за руки, руки у них на поясе и получается жидкость, вода, «жидкие человечки».
Слайд 16
Давайте их изобразим.
Дети стоят рядом и держат руки на поясе.
-«Газообразных человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден. Эти «человечки» очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда захочет.
Слайд 17
Давайте их изобразим.
Дети бегают в разные стороны.
А теперь, давайте поиграем в игру.
Подвижная игра «Маленькие человечки»
Слайд 18 + Аудиозапись «Хоровод»
-Пока звучит музыка, вы водите хоровод, но как только музыка остановится, я называю вещество «твёрдое», «жидкое», «газообразное», а вы должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить или бегать.
Теперь вы поняли, что такое вода в твердом, в жидком и в газообразном состоянии. Получаете третий фрагмент карты.
Слайд 19
Давайте соберём её. Подходите к столу.
-Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрим на нашу карту, которая у нас получилась.
Слайд 20
Где же спрятан сундук с сокровищами?
Что вы видите на карте?
(Дети рассматривают получившуюся карту и находят сокровища).
Давайте вместе, как настоящая команда, откроем сундук.
Ура, а тут настоящие сокровища пирата. (Подарки детям)
(Дети рассматривают сокровища, благодарят пирата)
- Предлагаю сесть на корабль, и возвратиться назад.
Слайд 21 + Аудиозапись «Звук плывущего корабля»
4. Итог
- Ребята, как вы думаете, мы смогли доказать Пирату, что мы дружные многое знаем и умеем?
- Я очень рада, что вы нашли сокровища, справились с такими трудными заданиями, а помогли вам в этом ваши знания.
- Что вам понравилось в путешествии?
- Какие состояния воды вы запомнили?
-Какое задание было для вас трудным?
-Что нового вы узнали?
-Какие яркие моменты у вас остались от путешествия? (Ответы детей)
-Мне тоже понравилось, какими, вы, были у меня храбрыми, внимательными и как вы справились быстро с заданиями пирата. Вы, такие молодцы, я вами, горжусь!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду / С. И. Гин, – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с.
2. Бабаева, Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др. ] – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 352 с. – Текст: непосредственный.
3. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – Москва: Мозайка-Синтез, 2014. – 80 с. – Текст: непосредственный.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. Выготский. - М. : Студия АРДИС, 2014. – 126 с.