Алейникова Анастасия Владимировна
Конспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Конспект занятия по развитию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста
на тему: «В поисках сокровищ»
Цель: формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через математические игры и упражнения.
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию логико-математического мышления „В поисках сокровищ“ детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Пираты и сокровища
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
• развивать ориентировку на листе бумаги (сверху, снизу, справа, слева);
• закреплять знания геометрических фигур, их отличий;
• развивать умение выполнять задания по образцу;
• развивать элементарные математические представления в счете до 10;
• развивать умение отсчитывать заданное количество предметов;
• развивать умение определять предметы по их контурам;
• развивать у детей умение находить недостающие части;
• закреплять знания об основных формах предметов.
Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать произвольное, зрительное и слуховое внимание;
• развивать диалогическую речь;
• развивать зрительное и слуховое восприятие;
• развивать память;
• развивать логическое мышление;
• развивать графо-моторные навыки;
• развивать потребность в двигательной активности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• развивать целеустремленность, сосредоточенность, усидчивость;
• воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться;
• воспитывать познавательный интерес.
Оборудование и материалы: письмо от жителей сказочной страны «Считалкино»; карта сокровищ с обозначением заданий; карточки с заданиями; раздаточный материал для каждого ребенка: черный карандаш и листочки с изображением точек для игры «Соедини точки и получи рисунок»; листочки с изображением деревьев с кроной в виде геометрических фигур и разрезные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) для игры «Геометрические деревья»; счетные палочки для игры «Волшебные палочки»; картинки для физкультминутки «Сосчитай и сделай»; красный карандаш и лабиринт; зашумленные картинки; картинка с недостающими предметами в каждой строчке для игры «Заколдованный квадрат»; сундук с сокровищами; поощрительные сладкие призы; мордочки зеленого и красного цвета для рефлексии.
Предварительная работа: игры со счетными палочками, решение головоломок, игры на развитие логического мышления и внимания, игры с геометрическими фигурами, решение математических загадок.
Методические рекомендации:
• мыслительные умения вырабатываются в процессе многократных упражнений, и чтобы ребенок не потерял интерес к выполнению задания, мы используем игры и упражнения, содержащие игровые и практические задачи;
• использование наглядности обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время выполнения задания;
• необходимо поддерживать благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям, создавать условия для доброжелательных отношений между детьми.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
– Доброе утро, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
(ответы детей)
– Давайте вспомним с вами, как нужно вести себя на занятии.
Дети: нужно вести себя тихо, тянуть руку если хочешь ответить, и отвечать нужно полным предложением.
– Ручки правильно лежат,
Ножки правильно стоят,
Спинки правильно сидят,
Глазки смотрят на меня.
II. Вводная часть.
– Ребята, мне сегодня почтальон принёс письмо. На нем написано: «Для ребят старшей группы детского сада «Теремок». Срочно! От жителей сказочной страны «Считалкино».
«Дорогие ребята! В нашей сказочной стране приключилась беда. Злые пираты похитили наше сокровище и где-то его спрятали. А нам оставили вот эту карту и какие-то карточки. Но мы никак не можем разобраться с картой и просим у вас помощи!»
– Ребята, поможем жителям сказочной страны «Считалкино»?
(ответы детей)
– Тогда давайте скорее приступим к разгадыванию карты.
– Чтобы добраться до сокровищ, нам нужно выполнить много заданий, которые написаны на карточках. Посмотрите внимательно, каждое задание на карте обозначено символом. И на карточках с заданиями тоже есть символы, такие же как и на карте. Ребята, как вы думаете, для чего они?
Дети: Эти знаки нужно для того, чтобы знать какое задание нужно выполнить первым, вторым, третьим и так далее.
– Молодцы! Давайте же скорее отправимся в путешествие!
III. Основная часть.
– Ребята, но на чем же мы отправимся в наше путешествие?
(ответы детей)
– Давайте выполним первое задание, которое отмечено на карте, и может быть тогда мы и узнаем, на чем отправимся за сокровищами.
Первое задание: «Соедини точки и получи рисунок».
– В первом задании нам нужно соединить точки и получить рисунок. Но соединять вы их будете по инструкции, которая написана на карточке.
Инструкция:
Найдите на листочке точку, которая находится левее остальных точек. Соедини ее с нижней левой точкой. Проведите линию к нижней правой точке. Соедините ее с точкой, которая правее всех остальных точек. И от нее проведите линию к самой левой точке. Теперь найдите самую верхнюю точку и проведите от нее прямую линию вниз к точке, которая находится на середине линии, которую мы нарисовали последней. Теперь от этой точки проведите линию к верхней правой точке и соедините ее с самой верхней точкой.
– Что за рисунок у нас получился?
(ответы детей)
– Верно! На нем мы и поплывем за сокровищами. Вперед!
– А вот и второе задание. Что за символ здесь нарисован? Давайте найдем подходящую карточку.
Второе задание: «Геометрические деревья».
– Ребята, перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами. Но кроны у них необычные. Они похожи на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (5) Покажите дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной). Теперь на столах выложите геометрические фигуры в таком же порядке, как растут деревья.
– Молодцы! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
Третье задание: «Волшебные палочки».
– В третьем задании нужно выложить предмет по устной инструкции.
Инструкция:
Постройте домик, стена которого – квадрат из 8 палочек, сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу, построить квадратное окно из 4 палочек, на чердаке – треугольное окно из 3 палочек.
Физкультминутка: «Сосчитай и сделай».
– Ну а сейчас, ребята, давайте немного отдохнем. Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Сколько точек в этом круге? (5)
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки? (6)
Столько встанем на носочки.
Сколько елочек зеленых? (4)
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков? (7)
Столько сделаем прыжков.
Четвертое задание: «Путаница».
– Возьмите красный карандаш и помогите щенку найти путь к его миске с косточкой.
Пятое задание: «Зашумленные картинки».
– Посмотрите внимательно на картинку и найдите, какие животные спрятались в лесу. Давайте их назовем и сосчитаем.
Шестое задание: «Заколдованный квадрат».
– Осталось у нас последнее задание. Посмотрите внимательно на квадрат. Из него куда-то пропали предметы. Чего не хватает в каждой строчке? Дорисуйте этот недостающий предмет в пустой клеточке.
IV. Заключительная часть.
– Ребята, вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями, которые оставили пираты. Но где же сокровища жителей страны «Считалкино»?
(ответы детей)
– А как вы думаете, что это за сокровища? Что больше всего любят жители этой сказочной страны?
(ответы детей)
– Давайте все вместе поищем этот сундучок в нашей группе.
– Нашли! Давайте скорее посмотрим, что там? (сладкое угощение)
– Так вот что за сокровища у жителей страны «Считалкино». Какие они сладкоежки!
V. Итог занятия (рефлексия).
– Понравилось вам путешествовать, ребята?
– А кто помнит, жители какой страны попросили у нас помощь?
– О какой помощи они нас попросили?
– Что нам нужно было сделать, чтобы найти потерянные сокровища?
– Какое из заданий вам понравилось больше всего? А какое задание для вас было самым сложным?
– Поднимите мордочку зеленого цвета, если вам понравилось задание, а мордочку красного цвета – если не понравилось.
– Наше занятие окончено. Спасибо вам за помощь. До новых встреч!