Папки-передвижки

Конспект урока литературного чтения «Оценка чувств и настроения на примере произведения Н. А. Некрасова»

Григорьева
Конспект урока литературного чтения «Оценка чувств и настроения на примере произведения Н. А. Некрасова»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок литературного чтения

по теме: Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведения Н. А. Некрасова «Однажды в студёную зимнюю пору…» (отрывок)

Тип урока : чтение и анализ художественного произведения.

Публикация «Конспект урока литературного чтения „Оценка чувств и настроения на примере произведения Н, А, Некрасова“» размещена в разделах

Цель: познакомить с отрывком из поэмы Крестьянские дети Н. А. Некрасова, расширить знания о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения : учить навыкам выразительного осознанного чтения, чтения целыми словами; развивать речь, мышление младшего школьника; учить анализировать, сравнивать, оценивать поступки героев произведения, находить главную мысль произведения; пополнить и активизировать словарный запас учащихся; воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, отзывчивость.

Оборудование: Презентация.

I. Организационный момент

- Сейчас урок литературного чтения. Я желаю всем быть активными на уроке, высказывать свою точку зрения. Мы вместе, и у нас все получится!

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н. А. Некрасова; рассмотрим репродукцию картины В. Г. Перова «Тройка», будем развивать свою речь и память, совершенствовать навык выразительного чтения. А начнем наше занятие с фонетической зарядки и упражнений в чтении.

Фонетическая зарядка (обучающиеся в быстром темпе хором произносят стихотворение) :

Чтобы разговаривать,

Надо проговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- А сейчас проведем игру «Кто самый внимательный». На доске напечатаны слова, вы их должны прочитать и объяснить.

ПОДМЕРЗШИЕ

ПРИВОЖУ

ПРЕВРАЩАЛИСЬ

ВОЗ

ЗАМЕРЗШИЕ

ОТВОЖУ

ВОЗВРАЩАЛИСЬ

ВЕЗ

- Видите, как важно быть внимательным при чтении слов, иначе не поймешь смысла предложения. Следующая игра «Читай быстро, целыми словами».

Игра «Читай быстро, целыми словами» (слова напечатаны на доске)

МОРОЗ

СТУЖА

ХВОРОСТ

ЛОШАДКА

МУЖИЧОК

Вызванные ученики читают слова, затем слова закрываются.

-Назовите запомнившиеся слова.

Отмечаются учащиеся, запомнившие большее количество слов (если есть время, можно спросить у учащихся значение слов «дровосек», «хворост»)

III. Подготовка к знакомству с произведением

- Сегодня на уроке я хочу вас познакомить с репродукцией картины Василия Григорьевича Перова «Тройка

- Что изображено на картине? (На картине изображены дети, которые тащат бочку с водой, о чем свидетельствует ведро и ковш на санях.)

- Во что одеты дети? (Дети одеты в рваные тулупы, ботинки, в летние картузы, которые совсем не греют.)

- Какое время года изобразил художник? (Зима. Дует пронзительный ветер. Волосы детей развеваются.)

- Обратите внимание на задний план картины и ответьте на вопрос: это крестьянские дети или дети городской бедноты? (Дети городской бедноты, так как мы видим городские стены.)

- Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно их детям. Крестьяне - бедняки не могли прокормить своих детей и часто отдавали их в услужение городским богачам и ремесленникам. Учеников - мастеровых и изобразил художник на картине. Нелегко было ученикам в городе у чужих людей. Кормили впроголодь, одевали в чью-нибудь изношенную негодную одежду. Спать приходилось, где попало: в подвалах или чуланах. Учили мало, а трудились с утра до ночи, детям поручали самую грязную, тяжелую, непосильную работу.

- Детям, которых вы видите на картине, пришлось везти воду в бочке. В то время, даже в городах, водопровод был не во всех домах. Бедняки приносили воду в ведрах из реки, озера или колодца. Они в бочках развозили воду по домам, а им за это платили. Давайте всмотримся в глаза, лица, фигуры этих детей. Что мы можем о них сказать? (Глаза, лица детей, фигуры напряжены и показывают всю тяжесть этой работы. На лицах усталость, озабоченность и страдание. Они так устали, что не хватает сил запахнуть пальто и прикрыть грудь.)

- Дорога, заснеженная, скользкая, идет вверх вдоль высокой стены старинного монастыря. Бочка накренилась – вот-вот упадет. Одинокий прохожий пожалел ребят. Он старается подтолкнуть сани в гору. По фигуре прохожего можно догадаться о том, что эта работа тяжела даже для взрослого.

- Какими красками художник дает нам почувствовать сострадание к этим детям, к их тяжелому труду? (Серыми, грязными, темно-зелеными.)

- Молодцы! Посмотрите, нет красок радости и счастья.

- Как вы думаете, почему художник выбрал такой сюжет? (Чтобы показать тяжелую жизнь детей в прошлом, жизнь детей вынужденных жить в нищете и зарабатывать себе на еду и ночлег.)

- Пустынная дорога. Зима. Холодно. Но эти дети должны выполнять тяжелую непосильную работу. Ребята, а почему Перов назвал свою картину «Тройка»? С кем сравнивает художник этих детей? (С тройкой лошадей.)

- Совершенно верно. Ведь раньше не было ни машин, ни поездов и люди обычно передвигались на тройках лошадей. Перов изобразил совсем другую тройку. Он сравнивает детей с тройкой лошадей, которые в любую погоду и в зной, и в холод, и в жару, и в ненастье должны выполнять свою работу, исполнять волю своего хозяина.

IV. Знакомство с произведением

- Но не только художники, но и поэты уделяли внимание тяжелой жизни детей в прошлые времена. Одним из таких поэтов был Николай Алексеевич Некрасов.

- Некрасов жил во времена крепостного права, которое было отменено около 150 лет назад, вы проходили эту тему по истории. В произведениях этого поэта отражены впечатления детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян. Николай Алексеевич особую любовь питал к детям. У него немало произведений посвященных крестьянским детям, детям городской бедноты, детям рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд. У Некрасова есть целая поэма, которая так и называется «Крестьянские дети». Творчество Николая Алексеевича Некрасова и отрывок из его поэмы «Крестьянские дети» тема нашего сегодняшнего урока.

IV.1. Первичное знакомство с произведением

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 131. Сейчас я прочитаю отрывок, обратите внимание что, он дан без названия. Вы внимательно слушаете и готовитесь ответить на вопрос, как бы вы его озаглавили.

Чтение отрывка учителем.

- Как вы считаете, какой заголовок больше подходит к отрывку из поэмы, передает его содержание?

Выслушиваются ответы обучающихся.

Физкультминутка.

IV.2. Вторичное восприятие (самостоятельное чтение обучающимися текста с пометкой непонятных слов)

- Прочитайте отрывок жужжащим чтением и аккуратно карандашом отметьте слова, которые при чтении вызвали у вас затруднения, это старые слова, которые сейчас не употребляются в речи или употребляются очень редко.

Обучающиеся читают отрывок, отмечают «трудные» слова.

V. Словарная работа

- Назовите слова, которые вы отметили.

Заслушиваются ответы обучающихся.

- Давайте посмотрим, совпадают ли они со словами, которые выписала на доске я.

На доске напечатаны слова:

• Шествуя

• Полушубок

• Чинно

• Вестимо

• Уздцы

• Миновал

Слова «дровосек» и «хворост» разбирались при выполнении тренировочных упражнений.

- У нас выписано слово «шествуя», что оно обозначает? (Идя, человек идет важно, почтенно, спокойно, даже торжественно.)

- Что обозначает слово «узцы»? (Это часть конской сбруи- ремни с удилами и поводьями, надеваемая на голову лошади.)

- «Полушубок»? (Добавляется приставка «полу-», что обозначает половина, половина шубы- короткая шуба.

- «Вестимо»? (Известно, понятно.)

- «Миновал»? (Прошел, ушел, закончился.)

VI. Анализ содержания текста, выборочное чтение

- Молодцы. Ответьте на вопрос, в какую пору встретился поэт с мальчиком? Подкрепите свой ответ словами из текста.

- Как звали мальчика?

- Сколько ему было лет?

- Как произошла встреча, зачитайте.

- Кого первым увидел автор? (Лошадку.)

- А почему лошадку, а не мальчика? (Потому, что ребенок был так мал, что не был даже виден из-за лошади.)

- Прочитаем еще раз этот отрывок. С кем сравнивает поэт мальчика?

- Зачитайте слова о том, как Влас шел по лесу.

- Замечательно каждое слово, которым Некрасов изображает этого труженика. Другой бы сказал о мальчике, что тот шагает или идет, или бредет. А как говорит Некрасов? (Шествуя.)

- Так говорили обычно о каком-нибудь почтенном старике. И одним этим словом Некрасов дает нам понять, как уважает себя этот «мужичок с ноготок» за то, что ему поручили такое нужное и важное дело.

- Как мальчик вел лошадь? Зачитайте. (В спокойствии чинном.)

- Мы уже объясняли значение слова «чинно». Значит, Влас не суетился, не егозил, не подпрыгивал, как обычно поступают мальчики его возраста, а во всем подражал бородатым степенным крестьянам, делавшим свое дело неторопливо, уверенно, без лишних движений и слов.

- Какая пословица вспоминается нам, читая эти строки? (Больше дела - меньше слов.)

- Каким чувством окрашены строки стихотворения? (Доброта, задушевность в повествовании.)

- Молодцы! Какой темп? (Спокойный, неторопливый.)

- Прочитаем еще раз строки стихотворения до разговора с мальчиком.

Чтение вслух.

- Что говорит мальчик о своей семье? Почему он вынужден работать? Зачитайте.

- Во что был одет ребенок? Найдите слова в тексте.

Ответы обучающихся.

- Большие сапоги, большие рукавицы, полушубок до самых пят - все говорит о том, что вещи не по размеру, семья бедная, что полушубок и рукавицы, скорее всего отца, который работает в лесу, и отдал их сыну, чтобы тот не замерз, пока будет доставлять дрова. И шапка, и сапоги тоже, скорее всего старые, достались уму или от отца, или от деда.

- С каким вопросом обращается незнакомец к Власу? («Откуда дровишки?»)

- Что ему ответил Влас? («Из лесу вестимо»)

- Как воспринял мальчик вопрос автора? (Мальчик понимает, что вопрос задан зря,- кому не известно, что дрова добывают в лесу. В своем ответе мальчик дает понять, что вопрос незнакомца кажется ему совершенно никчемным, глупым.)

- Совершенно верно, молодцы. И в этих словах чувствуется упрек собеседнику : зачем же спрашивать о том, что и без разговоров понятно.

-Как обращается автор к Власу? Как он называет его? («Парнище»)

- Каким чувством окрашено это слово? (Любовное, доброе, сочувственное отношение к мальчику.)

- Парнище. А ведь Влас, хотя ему и 6 лет чувствует себя важным работником. Как ребенок воспринимает это обращение? (Как усмешку, ему обидно, потому, что незнакомец подчеркивает, что мальчик мал ростом и годами.)

- Так и видишь этого шестилетнего мальчугана. Он понимает, что он полезный работнтк в семье. От того он такой гордый и важный. Ему некогда разговаривать с каждым прохожим. Как он отвечает на вопросы? (Коротко. Грубовато.)

- Почему? Я уже задавала вам подобный вопрос и вы на него отвечали. (Он хочет быть похожим на взрослого.)

- Давайте повторим, каким чувством автор окрасил строки стихотворения? (Задушевность и теплота, печаль и сострадание.)

- Правильно, сочувственное отношение к этому маленькому работнику вынужденному работать, чтобы помочь отцу прокормить семью, а не кататься в этот прекрасный зимний день на санках. Не играть со своими сверстниками в снежки, а возможно, просто сидеть дома у печи и смотреть на яркие огоньки пламени.

- Подготовьтесь читать отрывок выразительно.

(Опрос учащихся, выставление оценок.)

VII. Итог урока.

- С каким литературным произведением мы познакомились на уроке? Кто автор?

- Назовите жанр этого произведения.

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н. А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)

- Удалось ли ему это?

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

- Как вы понимаете эти слова Н. А. Некрасова?

- Похоже ваше детство на детство детей того времени, в котором жил Н. Некрасов?

- Какова главная мысль произведения?

VIII. Рефлексия

- Наше занятие подходит к концу.

- Определите свое место на «лесенке знаний» : прикрепите значок на соответствующую вашим знаниям ступеньку.

Нечего не понял.

Все понял, было интересно.

Хочу узнать больше.

Отметки, комментирование.

IX. Домашнее задание

Домашнее задание: отрывок наизусть.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева» Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения «Оценка чувств и настроения на примере произведения Н. А. Некрасова»
Опубликовано: 11 декабря 2023 в 15:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературного чтения «Оценка чувств и настроения на примере произведения Н. А. Некрасова»» (включая файлы) размещена пользователем Григорьева (УИ 2874091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД