Ирина Стефанская
Обучение рассказыванию. Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)
Тема занятия: Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Публикация «Обучение рассказыванию, Составление рассказов на тему „Осень наступила“, Чтение стихотворений о ранней осени» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
Цель занятия: обучение детей составлению рассказа из личного опыта.
Задачи:
Образовательные: Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта. Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с]. Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря: упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.
Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.
Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Ассоциации», «Одежда», со звуками.
Оборудование: схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.
Ход занятия:
Этапы
Методы и приемы Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный момент:
Воспитатель с деть-ми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья.
Актуализация зна-ний детей
Дидактическая игра «Правильные слова»
- Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?
- Правильно, это осенние листочки, а какие они по цвету, по форме?
- А как вы думаете, почему эти листья красные и жел-тые? Как они попали к нам в группу?
- Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья, посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.
Игра называется «Правиль-ные слова». Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – жел-тый листок. Давайте попро-буем.
Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу.
Ответы детей:
- Это листья.
- Они красные, желтые, красивые, разные.
- Потому что сейчас осень, листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…
Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист).
Дети встают в круг.
Садятся на места.
2. Основная часть занятия:
Беседа.
Формирование сло-варя (подбор сино-нимов и антонимов у прилагательным)
Работа по схемам.
Вопросы воспита-теля.
Физкультминутка «Осенние листья»
Повторная работа по схемам (для закрепления).
Развитие связной монологической ре-чи.
Воспитатель по-очередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают за-труднения, просит помощи у воспи-танников. Ориен-тируется на время, если кто-то из де-тей не успел рас-сказать, то обяза-тельно выслушать после занятия
Ребята, вы правильно сказа-ли, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени.
Посмотрите на репродукцию картины «Золотая осень» художника И. И. Левитана.
Какая здесь изображена осень?
А теперь посмотрите на ре-продукцию картины «Позд-няя осень» Кубарева В. Г.
Какую осень вы видите здесь?
Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а мо-жет быть холодной и дожд-ливой – это поздняя осень.
Скажите, а какую одежду мы носим осенью?
Что происходит с природой?
Что осень делают звери и птицы?
Мы с вами вспомнили приметы осени, поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными, мы будем ис-пользовать схемы.
Посмотрите на экран:
1 схема: изменения в приро-де.
2 схема: поведение зверей и птиц.
3 схема: одежда, занятия лю-дей.
По этим схемам вы будете составлять свои рассказы. Но сначала давайте немного отдохнем.
Скажите, что осенью проис-ходит с листьями?
Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте предста-вим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.
Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (при-сесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (лег-кий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (при-сесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (лег-кий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (при-сесть)
А теперь еще раз вниматель-но посмотрите на схемы. Да-вайте повторим:
1 схема: изменения в приро-де.
2 схема: поведение зверей и птиц.
3 схема: одежда, занятия лю-дей.
Теперь я предлагаю вам со-ставить свои рассказы об осени и рассказать их нам.
Ответы детей:
- Красивая, яркая, солнеч-ная, тихая.
- Мрачная, холодная, тем-ная, сырая.
- Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, ес-ли идет дождь.
- Желтеют листья и трава, идет дождь.
- Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.
- Они желтеют и падают.
Выполняют физкультми-нутку
Дети повторяют схемы.
Составляют рассказы из личного опыта.
3. Заключительная часть занятия:
Рефлексия занятия.
Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее при-метах, погоде, какие измене-ния происходят с животны-ми, вы все сегодня очень хо-рошо подготовили свои рас-сказы.
А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказа-ли, чей рассказ вам наиболее запомнился.
Рефлексия «Осеннее дерево» : я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.
Посмотрите, какой дерево у нас получилось!
Сентябрь
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(Е. Трутнева)
Дети участвуют в рефлек-сии занятия.