Анна Поликарпова
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.
При обучении рассказыванию необходимо учитывать особенности речевой деятельности дошкольников. Прежде всего, следует мотивировать детскую деятельность (почему ребенку нужно составить рассказ). Мотивация может быть игровая и коммуникативная. Например, помочь Незнайке составить рассказ по картине, или описать игрушку, чтобы купить ее в магазине. Ребенок должен осознанно самостоятельно отобрать слова для передачи мыслей, построить предложения, связать их между собой в текст.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию,» размещена в разделах
Только при последовательной систематической работе с педагогом возможно овладение дошкольниками связной монологической речью.
Обучение детей составлению рассказов – сложный и длительный процесс. У малышей 3-4 лет уже накоплено достаточно личного опыта и представлений об окружающем мире, но развитие активного словаря значительно отстает, поэтому ребенку часто не хватает слов, чтобы выразить свои мысли. Для активизации словаря используются разнообразные игры и упражнения на подбор признаков, действий к предмету, сравнение предметов, узнавание предметов по описанию. Для подготовки детей к составлению сюжетных рассказов используются такие методы, как: придумать конец рассказа, составить диалог героев, описать место действия, составить словесный портрет героя.
К основным приемам обучения рассказыванию относят : образец рассказа воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям.
Образец рассказа воспитателя – основной прием обучения детей составлению рассказа. Он должен соответствовать всем правилам и литературным нормам языка и отличаться выразительностью. Содержание рассказа-образца строится на основе хорошо знакомых детям предметов или событий. В отличии от познавательных рассказов воспитателя по ознакомлению с окружающим миром и природой, речевой образец не содержит новых для детей знаний. В средней возрастной группе может использоваться прием – разбор образца, то есть воспитатель задает детям вопросы по рассказу-образцу с целью закрепить у детей представление о структуре рассказа. В старшей группе может использоваться образец рассказа не только воспитателя, но и ребенка с высоким уровнем развития связной речи.
План рассказа дается детям в форме цепочки вопросов с указанием последовательности изложения. Например: «Сначала расскажите, как ежик заблудился в лесу, потом о том, кого он встретил, и затем, как ежик вернулся домой». В средней группе, когда план только начинает использоваться, целесообразно предложить детям повторить его, чтобы лучше запомнить основные части рассказа.
Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.
Для закрепления навыков связной речи у детей и создания игровой мотивации активно используются разнообразные игры. В играх-драматизациях осуществляется переход от ситуативной речи к контекстной, от диалога к монологу, от речи по подражанию к собственной речи. Дидактические игры на основе игрового сюжета («Почта», «Магазин», «Ателье») служат для закрепления навыков описания предметов и построения диалога.
Таким образом, обучение дошкольников рассказыванию – сложный, многогранный процесс, результатом которого является самостоятельно составлений и изложенный ребенком текст. К рассказам детей предъявляется ряд требований, которые характеризуют качества связной речи. Монологическая речь – наивысшая точка развития речи дошкольников, она требует последовательного систематического обучения.