Наталья Котова
«Обучение рассказыванию детей с ОВЗ (ЗПР) 5–6 лет с помощью вспомогательных средств»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является центральной задачей в системе коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития, так как это - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка, считает А. А. Леонтьев.
Особенности монологической речи детей с задержкой психического развития выражаются:
- в снижении потребности в речевом общении;
- нарушении лексико-грамматического структурирования речевого высказывания;
-недостаточной сформированности понимания предметно-содержательной стороны высказывания;
Публикация «„Обучение рассказыванию детей с ОВЗ (ЗПР) 5–6 лет с помощью вспомогательных средств“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- недостаточном контроле в процессе речевой деятельности.
Поэтому, подход к формированию связной монологической речи у детей с отклонениями в развитии носит коррекционную направленность.
Дети с задержкой психического развития при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.
Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, которая способствует процессу речевого высказывания. В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский, а так же педагоги В. К. Воробьёва и В. П. Глухов.
Поэтому, при обучении рассказыванию старших дошкольников с задержкой психического развития целесообразно использовать вспомогательные средства обучения, способствующие активизации речемыслительной деятельности, вызывающие интерес к процессу обучения, стимулирующие мотивацию к общению, позволяющие программировать речевое высказывание.
В работах Н. В. Нищевой, А. М. Леушиной, Т. А. Ткаченко, С. Н. Сазоновой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, О. С. Ушаковой и др. широко раскрывается специфика коррекционной работы по развитию связной речи детей, которая включает в себя формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.
К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию о реальных событиях, рассказыванию по сюжетной картине, серии сюжетных картин и устному сочинению по воображению.
Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи имеет свои особенности и должен предполагать:
* формирование смысловой целостности высказывания;
* формирование лексико-грамматического строя речи;
* формирование контролирующей функции речи.
Рассмотрим основные виды обучения рассказыванию на занятиях в группе компенсирующего вида для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
1. Занятия по пересказу.
Особая роль пересказа в формировании связной монологической речи детей подчеркивается многими исследователями: В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой, Э. П. Коротковой, Ф. А. Сохиным и др., как в общей дошкольной, так и специальной педагогике.
Сначала педагог читает текст и задаёт уточняющие вопросы по его содержанию. Затем даёт установку на прослушивание текста и читает второй раз. Далее дети воспроизводят по памяти содержание текста.
Чаще всего, дети с отклонениями в развитии испытывают значительные трудности при пересказывании текста без вспомогательных средств обучения, поэтому целесообразно использовать приём наглядного моделирования. Такая работа предполагает:
1) усвоение принципа замещения;
2)формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
3)передача последовательности эпизодов в соответствии с распо-ложением заместителей (сказки «Репка», «Колобок» и т. д.).
На занятиях по пересказу так же необходимо отрабатывать следующие ведущие структуры:
а) простые распространенные предложения из 3-5 слов с включением дополнения, обстоятельства места, определения;
б) осложненные конструкции - с двумя однородными сказуемыми или дополнениями;
в) сложносочиненные предложения с союзами "и", "а" и сложнопод-чиненные с придаточными времени (с союзом "когда", изъяснительными (с союзом "что", причины, определительными (с союзом "который");
г) построения предложений с несколькими однородными сказу-емыми, выраженными глаголами прошедшего времени совершенного вида, а также бессоюзных сложных предложений и сложноподчиненных с придаточными места (с союзом "где', условия (с союзом "если") и т. д.
2. Обучение рассказыванию по картинам.
Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
1. Составление рассказов по сюжетным (многофигурным) картинам ("Семья", "Зимние развлечения", "Игры на детской площадке" и т. д.). Необходимо обеспечить целостное и фрагментарное восприятие картины детьми, формировать умение отвечать на вопросы по картине, развивать диалогическую речь.
Дети (сначала совместно со взрослым, а затем самостоятельно) учатся определять главных и второстепенных героев, предметы на картинах. Затем следует рассказ педагога по сюжетной картине, а далее выслушиваются рассказы, составленные детьми. После этого, педагог анализирует их и обобщает в своём рассказе. Здесь могут использоваться различные схемы, предметные картинки, графические планы для помощи в описании картин.
2. Рассказывание по сериям сюжетных картинок (по сюжетам Н. Радлова («Зонтик», «Тигр и зайчики» и др., В. Г. Сутеева (серия "Находка" и т. д., картинный материал В. В. Гербовой, серии картинок «Кот и Ёжик» Н. В. Дудаковой и др.)
Детям предлагается рассмотреть сначала каждую картинку и побеседовать по ней совместно с педагогом: определить главных героев; описать их внешний вид, действия. Затем необходимо установить логическую последовательность событий. С помощью педагога дети составляют описательный рассказ по каждой картине, превращая его в единый текст. После чего дети самостоятельно составляют рассказы.
3. Описание пейзажной картины. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.
Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
- выделение значимых объектов картины;
- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
- объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовки формирования навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать упражнение «Оживи». Эта работа является переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (дом, огород, дерево и т. п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.
На данных занятиях уделяется внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, воображения.
3. Обучение описанию предметов.
В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет; форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит? за что нравится (не нравится?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
4. Обучение рассказыванию с элементами творчества.
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов, логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Методические разработки даны А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, А. П. Николаичевой, Е. И. Тихеевой и др.
Обучение творческому рассказыванию представляет трудности, вследствие особенностей развития психических функций, играет важнейшую роль: в развитии словесно-логического мышления, воссоздающего и твор-ческого воображения, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей; осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствуя активизации знаний и представлений об окружающем и формирует навыки самостоятельного рассказывания.
К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.
Особенности коррекционно-развивающей работы по обучению рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития заключаются в следующем:
- систематической и последовательной работе по коррекции нарушений речевого развития (дидактические игры и игровые упражнения на формирование речевого общения, лексико-грамматического строя и фразовой речи);
- применение вспомогательных средств обучения ( наглядность: картинный материал, рисунки, игрушки, предметы; моделирование (планы – схемы, графические планы, геометрические фигуры, предметные картинки, силуэтные изображения, контрастные рамки, разрезные картинки).
Занятия по обучению рассказыванию детей 5-6 лет с задержкой психического развития оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного и речеслухового восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. В процессе таких занятий они учатся программировать и реализовывать высказывания и контролировать их в речи.
Список литературы:
1. Бойкова С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников:Картотека заданий с усложнением. – СПб. : КАРО, 2005.- 32+ 68 с. карточек: ил. – 100 с.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи - М. : Логос, 2006. - 429 с.
3. Глухов В. Л. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М. : Слово, 2005. - 398 с.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи дошкольников. - М. : Просвещение, 2006. - 213 с.
5. Левина Р. Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М. : Наука, 2004. - 234 с.
6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 329 с.
7. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г. В. Чиркиной. - М. : Аркти, 2002. – 362 с.