Мумине Сейтаптиева
Обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по обучению рассказывания с использованием предметов и игрушек систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия - зрительные, слуховые, осязательные и др.
Обучение рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем.
Публикация «Обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек» размещена в разделах
Для показа часто используются наборы - комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения.
Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т. д.
Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Ребенок упражняется в выборе точных слов-обозначений, учится контролировать свою речь, степень ее соответствия описывакмому объекту и его признакам.
К рассказам, которые дети строят на материале непосредственных восприятий, относятся также рассказы - описания растений и животных.
Качество рассказов и активность детей на занятиях во многом зависят от приобретаемого им опыта восприятия объектов при наблюдениях, на прогулках, экскурсиях.
Показ игрушек может происходить в виде инсценировки какого-либо сюжета. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированнее,эмоциональнее.
Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых педагог пмогает дошкольникам лучше познакомиться с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают, отвечая на них - припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.
Воспитатель задает вопросы, как правило в начале занятия, когда знакомит детей с игрушками ил предметами и подготавливает к предстоящему рассказыванию.
В младшей и средней группах ребята описывают предметы, опираясь на последовательно задаваемые педагогом вопросы.
Наряду с вопросами широко используется речевой образец (рассказ воспитателя). Образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. Это - один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творческого подражания речи окружающих.
Рассказ - образец педагога должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. Языковой материал, заключенный в рассказе - образце, служит для детей объектом вннимания, познания и освоения. "Ребенок, - отмечал К. Чуковский, - в меру своих умственных сил. анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые".
Ценность рассказа-образца возрастает, если ребенок может найти в нем материал, который позволил бы ему сделать доступные для него наблюдения над языковыми явлениями.
Итак, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий педагог создает такие учебные ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями.