Холова Юлия
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию
по картине «Зимние развлечения»
Вид непосредственно-образовательной деятельности: развитие речи, коммуникация. Старший дошкольный возраст 5-6 лет.
Цель: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины - целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Обучение рассказыванию по картине „Зимние развлечения“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1. Образовательные:
- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;
- учить рассказывать о содержании сюжетной картины;
-стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
2. Развивающие :
- продолжать развивать речь как средство общения;
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;
-обогащать речь прилагательными;
-совершенствовать диалогическую форму речи.
3. Воспитательные:
-формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Коммуникация» :
-совершенствовать и активизировать речь;
-развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
Образовательная область «Познание» :
-развивать способность наблюдать явления природы, замечать их изменения;
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-закрепить признаки зимы.
Образовательная область «Социализация»
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
-формировать привычку слушать собеседника и не перебивать его без надобности;
-развивать выполнение правил и норм поведения.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная.
Формы организации совместной деятельности: подгрупповая.
Методы и приемы: репродуктивные и поисковые вопросы, дидактическая игра «Построим горку»,беседа, составление рассказа по картине, схема- мнемотаблица, пальчиковая гимнастика.
Активизация и обогащение словаря: суровая, ветреная, снежная, вьюжная.
Материалы и оборудование к НОД: магнитная доска, схема- мнемотаблица «Зима», картина «Зимние развлечения».
Предварительная работа:
• чтение стихов о зиме,
• рассматривание иллюстраций,
• беседы по данной теме;
• наблюдение за погодой на прогулке;
Конечный результат на ребенка (планируемые результаты)
• Обогащен словарный запас ребенка;
• Умение составлять рассказ по сюжетной картине.
Ход занятия
Дети совместно с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте.
В. Молодцы.
В. Отгадайте загадку:
Снег на полях
Лед на водах
Вьюга гуляет
Когда это бывает?
Д. Зимой.
В. Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?
Д. Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз.
В. Молодцы. Какие стоят деревья?
Д. Белые.
В. Что лежит на крышах домов и на улице?
Д. Снег.
В. Отвечаем полным предложением.
В. Что надевают люди зимой?
Д. Шапку, шубу, теплые сапоги.
В. Как живется зверям и птицам зимой?
Д. Трудно.
В. Почему? Как можно им помочь?
Д. Сделать кормушки, давать им корм.
В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.
В. Какие вы знаете зимние игры?
Д. Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.
В. Верно. Зима- чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки. А горки, мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов?
Д. Да.
В. Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим насколько высокая горка получится у вас. / Прикрепляет снежки из ваты на доску/.
В. Начинаем:
Снежная
Холодная
Суровая
Морозная
Ветреная
Вьюжная
Снег какой?
Белый
Пушистый
Холодный
Колючий
Жесткий
Рассыпчатый
Мягкий.
В. Какие вы молодцы, назвали много разных слов о зиме, высокая горка получилась у вас!
Беседа по картине «Зимние развлечения».
В. Садимся на стульчики. / Перед детьми мольберт, картина «Зимние развлечения»/. Ребята, внимательно посмотрите на картину и скажите какое время года запечатлено? Почему вы так думаете?
Д. /называют свои ответы/ На картине зима, потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах.
В. Какая погода стояла в тот зимний день? Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Чем были заняты дети?
Д. Дети вышли на прогулку, кататься на лыжах, на санках.
В. Молодцы, верно. /выслушивает и оценивает ответы детей/.
Один ребенок сразу же побежал на горку. Артемий, продолжи, что он делал на горке. /Воспитатель передает слово ребенку/.
Д. /рассказ ребенка/.
В. Молодец, Артемий. Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка?
Д. Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко.
В. Ребята, какой снеговик получился?
Д. Красивый. В ярком шарфике, нос из морковки.
В. Что делает мама ребенка?
Д. Мама везет маленького ребенка на санках.
В. А кто рядом бежит, радостно визжит?
Д. Рядом бежит собака.
В. Куда собрались старшие дети?
Д. Они собрались кататься на лыжах.
В. Верно. Посмотрите, каких птиц видите на картине?
Д. С красной грудкой- снегири.
В. Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом. Попробует рассказать Арина.
Д. /рассказывает/
В. Молодец, Арина. Настя хочет добавить в рассказ что- то интересное. /Слово передается Насте/…Молодцы, ребята.
В. Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?
Д. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.
В. Ребята, чей рассказ был интереснее?
В. /Если дети рассказали хорошо, образец не давать/.
Ребята, понравилась вам картина, которую написал художник?
Д. Да.
В. Как можно иначе назвать картину? Какое название лучше всего подходит: «Пришла зима», «Зимние развлечения»?
Д. /предлагают свои ответы/.
Физкультурная пауза:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег.
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
А под елкой спит медведь
Тихо, тихо, не шуметь.
Уточнение словаря по теме «Зима» по мнемотаблице, пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л. р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
В. Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятие?
Д. /ответы детей/.
В. Учились составлять рассказ по картине «Зимние развлечения». Да зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость и мы рады проказам матушки-зимы.
Молодцы, ребята, умницы! Занятие окончено.