Людмила Шестакова
Обучение детей рассказыванию в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей задачей работы с дошкольниками является формирование у них связной устной речи.
Овладение связными формами высказывания сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Обучая детей рассказыванию, т. е. изложению своих мыслей, педагог помогает им находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи – лексическую, грамматическую, фонетическую.
Публикация «Обучение детей рассказыванию в условиях детского сада» размещена в разделах
Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний - процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.
Занятия по развитию связной речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по картинке, сериям картин, по представлению. А в возрасте 6 лет детям доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, на темы из личного опыта.
При формировании у детей навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приемы обучения с учетом возрастных и речевых возможностей детей. Важно, чтобы дети рассказывали о знакомых и интересных местах, о красочных игрушках и предметах. В таких случаях их высказывания будут более эмоциональными и развернутыми.
При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает у ребенка воспитывать доброе отношение к героям произведений, критическую оценку поступков отдельных персонажей. Используя серии картинок, важно научить детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев.
Необходимо широко использовать на первоначальных этапах разнообразные упражнения по закреплению навыков составления различных типов предложений:
- по вопросам,
- по опорным словам,
- по демонстрации действий,
- по картине.
Желательно проводить эти упражнения в процессе игровых ситуаций. Распространенным приемом является оречевление детьми выполняемой серии действий. Это помогает выработать умение наблюдать, запоминать и в словесной форме рассказывать об увиденном. От составления простых предложений по моделям: кто? что делает? что? кому? и т. д. Можно переходить к использованию предложений с однородными подлежащими, сказуемыми, определениями. Это дает возможность усваивать конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с разными придаточными.
Сначала взрослые дают детям 2-3-4-ступенчатую инструкцию. Например: взять ведерко и налить в него воду. Постепенно появляются слова, расширяющие и уточняющие характер выполнения действий («Возьми синее ведёрко и налей в него воду из красной лейки»). Далее осуществляется постепенный переход от умения составить предложения по демонстрации действий до объединения их в короткие рассказы.
Полезными являются упражнения по составлению коротких сюжетов с использованием магнитной доски. Дети сами выбирают действующих лиц (детей, взрослых, кукол, птиц, животных, атрибуты, связанные с различными действиями. Затем каждый на магнитной доске обозначает свою сюжетную линию и рассказывает о ней. Три - четыре высказывания можно соединить в рассказ.
В начале обучения целесообразно применение речевого образца, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Предлагается также использовать прием совместных действий. Непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием. Педагог начинает раскрывать тему, дети продолжают и заканчивают. Рассказ педагога служит речевым образцом, которого они придерживаются в процессе работы.
Большая часть занятия отводится детским рассказам. Воспитатель личным примером учит слушать рассказы внимательно, заинтересованно: выражает одобрение улыбкой, кивком головы; не прерывает без основания рассказчика; приходит на помощь, если ребенок затрудняется.
Для составления небольших связных рассказов можно использовать картины или серии картин. Сначала детям объясняется и показывается последовательность раскладывания картин, на которых изображен ряд последовательных событий. Рассматривание их, ответы на вопросы по содержанию предваряют самостоятельное составление рассказа. Обязательным является продуманная беседа по содержанию картин. Важно научить ребенка «понять» картину, находить в ней главных героев, объяснить роль некоторых деталей в раскрытии основного сюжета, выразить свое отношение к изображенным событиям. Серии картин, являясь своеобразным наглядным планом, помогают правильно воспроизвести последовательность событий в рассказе. Если у ребенка возникают затруднения в составлении рассказа, то надо дать свой образец рассказа, вместе с ребенком проговорить его, а затем, спустя некоторое время, предложить другую серию картин.
Обучение пересказу можно проводить уже с детьми 4- летнего возраста. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Важно учитывать объем произведения (4-6 предложений, четко выраженное начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь).
Подготовительный этап работы включает:
а) предварительную беседу, подводящую ребенка к содержанию рассказа;
б) чтение рассказа без нацеливания на пересказ;
в) ответы детей на вопросы по содержанию рассказа;
г) повторное чтение рассказа с нацеливанием на пересказ;
д) самостоятельный пересказ с опорой на вопросный план.
У детей с ограниченными речевыми возможностями наблюдаются большие трудности в пересказе текстов. Поэтому целесообразно использовать дополнительные приемы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказа. Сюда, прежде всего, относится использование наглядности. Детям раздаются картинки-иллюстрации. По мере чтения рассказа они поднимают картинки, соответствующие тому или иному эпизоду. Или педагог умышленно переставляет картинки-иллюстрации с тем, чтобы привлечь внимание детей к правильной последовательности сюжетной линии рассказа. Можно убрать одно из звеньев рассказа, а дети должны вспомнить его и восстановить. При обучении пересказу целесообразно использовать в качестве подсказки жест, мимику, наводящие вопросы.
Составление рассказов описательного характера важный вид речевой деятельности. Чаще всего при этом используются красочные игрушки, животные, птицы. Ребенку предлагается самостоятельно выбрать понравившиеся предметы. Чаще они подбираются комплектами.
Сначала предметы сравниваются путем выделения отличительных исходных качеств. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушку (предмет, выделить детали, обратить внимание на цвет, материал, форму, величину. Рассматривая предмет, педагог направляет внимание ребенка на выбор точных слов-обозначений, умение контролировать свою речь, точно соотносить описываемый предмет с его признаками.
Обыгрывая рассматриваемую игрушку, можно привлекать кукольные персонажи, которые как бы «проявляют интерес» к рассказу ребенка. Точно поставленный вопрос педагога помогает конкретнее и полнее описать рассматриваемый объект. На первых этапах обучения активно применяется образец рассказа педагога.
Важно правильно провести оценку детского рассказа. Она должна быть объективной, краткой, носить ненавязчиво обучающий характер. Педагог корректно добавляет отдельные детали, которые пропустил ребенок, применяя такой методический прием, как указания. Например, расскажи подробно; обдумай весь рассказ; придумай начало рассказа; лучше подумай, как закончить рассказ.
Занятия по речевому развитию являются важным звеном в составе обучения детей дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.