Кристина Шамурзаева
Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Рассказывание по восприятию.
2. Рассказывание по памяти.
3. Рассказывание по воображению.
1. Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы как мышление и воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются и осмысливаются быстрее, запоминаются прочно.
Публикация «Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В старших группах образовательные ситуации по описанию игрушек усложняются. Хорошо, если описание игрушки требует определения пространственного расположения ее частей, а также их материала и формы. Дети с более высоким уровнем развития могут описывать композицию из двух-трех предметов, указывая на их расположение на столе, составлять описание пары игрушек, сравнивая их по элементам. Обычно игрушки вносят закрытыми и предъявляют по одной.
Большое значение имеют образовательные ситуации, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, растения ит. д., орудия труда и др. Для старшей группы например можно – умывальные, почтовые принадлежности, швейные принадлежности, для подготовительной- школьно-письменные принадлежности.
Рассказывая, ребенок тут же объясняет назначение предмета и правила использования, демонстрируя движения с ним. По аналогичным предметам составляют сравнительные рассказы.
Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные картины. Полезный наглядный материал для описания в старших группах – рисунки и аппликации детей, а также слайды, фотографии из их жизни, пейзажные картины, натюрморт.
Залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины (о чем она, Про кого? Как можно ее назвать). Пониманию картины помогает небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснения воспитателя во время предварительного рассматривания. Часто занятия по сюжетной картине бывает комплексным: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события.
Детям предлагается внимательнее всматриваться в изображения, рассказывать поподробнее. Может прозвучать такой вопрос: о чем хочется вам подробней рассказать? Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее- описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев.
2. Обучение рассказам по памяти начинается с начала года в старшей группе.
Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому детям надо предлагать темы, оставившие след в чувствах. Это могут быть темы «Елка в детском саду», «Наша белочка», «Праздник урожая» и др. Обычно рассказывание проводят не сразу после события. Впечатления детей сначала закрепляются в разговорах об увиденном и пережитом, играх, рисунках.
С целью успешного проведения образовательной ситуации следует задать детям вопросы, предложить небольшой рассказ, а так же наглядный материал: фотографии, картинки, показать игрушку самоделку.
Темы из коллективного опыта целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям. Необходимо приучать детей следить за составлением рассказа по заданной микротоме, не повторять сказанного и не забегать вперед. Например, небольшие рассказы о празднике елки (как делали елочные игрушки и готовились к празднику; какая елка, как она украшена, как украшен зал; какая игрушка на елке тебе больше понравилась; как проходил праздник; выступления наших ребят, новогодние подарки) помогут полнее и ярче припомнить это событие, а затем составить подробный рассказ.
Ситуации, где дошкольники встречаются с необходимостью достоверно, понятно и кратко рассказать о своем опыте является составление письма.
Поводы для написания письма могут быть различными: проявить внимание к товарищу (заболевшему, уехавшему, обратиться к интересному человеку (писателю, художнику).
На занятии педагог знакомит детей с традиционными правилами построения письма. В начале идут обращение и приветствие (обсуждаются его варианты). Затем объясняется причина обращения к адресату с письмом, высказывается желание узнать о его жизни, здоровье новостях. А уже затем сообщается о собственной жизни.
Если высказывание детей по своему содержанию сводятся к одной фразе, воспитатель дает небольшой план и побуждает их рассказывать подробнее, предлагает о наиболее интересном. В конце занятия педагог читает письмо целиком, затем объясняет, что его нужно переписать аккуратно. Можно использовать аудио – видеозаписи.
Другая категория детских рассказов по памяти – из личного опыта детей.
В старшей группе в начале года можно предлагать детям для рассказов единичные факты : вспомнить и описать любимую игрушку, которой малыш играет дома. Рассказать о своем домашнем животном, о комнате или квартире, где он живет. С течением времени темы усложняются: описать какое – нибудь событие (как прошел день рождения или самый интересный выходной день, любимую книжку.
Рассказывание из личного опыта требует большой помощи воспитателя. На первых занятиях воспитатель может использовать рассказ- образец. Накануне занятий по рассказыванию бывает целесообразно предложить детям понаблюдать за чем – то дома, для того, чтобы вызвать произвольное запоминание события или объекта.
3. При обучении творческим рассказам важным является формирование правильного понимания детьми задания «придумайте». Для этого рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему, замена в рассказе фактического характера (из личного опыта детей) какой – либо одной детали, одного эпизода, придуманными дополнительно («выдумай», «сочини»).
Воспитатель предлагает ребятам придумать про мальчика или девочку у которого (ой) была игрушка. Например, вот наиболее оптимальный план такого рассказа : 1) Как оказалась эта игрушка у ребенка? 2) Какая она была? 3) Что он стал с нею делать? На первых занятиях можно подсказывать 2-3 варианта для составления рассказов.
В тех случаях, когда дошкольники уже овладели умением придумывать реалистические рассказы и знают много сказок детям дают задание придумать сказку про игрушку, лучше будет использовать сказочных персонажей (Кот в сапогах, Красная шапочка). План сказки примерно таков: какая игрушка ночью попала в сад? О чем она разговаривала с другими игрушками? Сказка включает описание игрушки и диалог игрушек. В рассказах – инсценировках ребенок одновременно решает три задачи: сочиняет сюжет, двигает игрушки по столу, рассказывает слушателям о действиях игрушек (он драматург, режиссер, актер).
Чрезвычайно полезны составление рассказов по подгруппами детей, например, двум детям сидящим за одним столом, предложить один набор игрушек для одной инсценировки и дать задание вместе отобрать нужные им игрушки, составить рассказ, а затем решить, кто будет рассказывать его ребятам.
В старшей и подготовительных группах дети учатся составлять творческие рассказы по картине. Творческий рассказ по картине включает в себя события, предшествующие изображенным, момент, зафиксированный на картине, и последующие события.
Ребенку легче придумать творческий рассказ, если в его распоряжении имеется серия картин или крупных фотографий, которые служат узловыми сюжетными моментами (ребята готовят украшение к елке – веселятся у елки – получают от Деда Мороза).
Умение придумывать рассказ закрепляется на занятиях с раздаточным материалом. В качестве последнего используют детские сюжетные рисунки, фотографии из жизни детей, открытки, мелкие картинки.
Источник- Методика развития речи детей, автор А. М. Бородич