Рыбалко Надежда Николаевна
Занятие по обучению дошкольников грамоте в подготовительной группе «Буква Я»
Слайд 1.
Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе. Занятие № 5, с. 116.
Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. Средняя, старшая и подготовительная группы. – Москва, изд. «Школьная книга», 2017.
Публикация «Занятие по обучению дошкольников грамоте в подготовительной группе „Буква Я“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Составитель презентации: Рыбалко Надежда Николаевна.
Слайд 2.
Программное содержание :
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «ЛЯГУШКА», «ЯША» с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
- познакомить с тем, что буква Я может обозначать два звука - [Й’, А];
- развивать умение составлять предложения из двух слов о действиях детей, называть 1-ое, 2-ое слово предложения;
- воспитывать желание называть слова по заданной модели.
Демонстрационный материал: красные, синие, зелёные, чёрные фишки; касса с согласными буквами; указка, фишки — игрушки.
Раздаточный материал: красные, синие, зелёные, чёрные фишки; касса с согласными буквами; указка-палочка, тетради «Первые шаги…», «От звука к букве».
Слайд 3.
Воспитатель вызывает ребёнка, который имитирует какие-либо действия (ест, умывается, причёсывается и т. д., остальные дети составляют предложения из двух слов о действиях играющего. Затем дети называют 1-ое, 2-ое слово предложений.
Слайд 4.
Загадка.
Ест комаров,
А болото её кров.
Для цапли очень вкусный улов,
Прячет зелёное брюшко
За камышами смешная … (лягушка).
Слайд 5.
Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».
Вызванный к доске ребёнок последовательно интонационно выделяет звуки слова, называет их изолированно, характеризует и обозначает соответствующими фишками.
Первый звук [Л’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелёной фишкой с колокольчиком, обозначающим звонкость звука.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 6.
Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».
Второй звук [А] – гласный, обозначается красной фишкой.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 7.
Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».
Третий звук [Г] - согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой с колокольчиком, обозначающим звонкость звука.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 8.
Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».
Четвёртый звук [У] – гласный, обозначается красной фишкой.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 9.
Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».
Пятый звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой без колокольчика, обозначающего звонкость звука.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 10.
Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».
Шестой звук [К] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой без колокольчика, обозначающего звонкость звука.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 11.
Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».
Седьмой звук [А] – гласный, обозначается красной фишкой.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 12.
Вопросы к детям:
«Сколько звуков в слове «ЛЯГУШКА»? (Семь звуков). - Сколько согласных звуков? (Четыре). - Какой мягкий согласный звук в слове? ([Л’]). - Какой согласный звук в слове бывает только твёрдым согласным? ([Ш]). - Какие гласные звуки в слове? ([А], [У], [А].
- Сегодня я вас знакомлю с буквой Я. Буква Я в начале слова и после гласной обозначает два звука - [Й’ А]. Однако в нашем случае буква Я стоит после согласного звука и смягчает его. Найдите место буквы Я в слове «ЛЯГУШКА». Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 13.
На что похожа буква Я.
Слайд 14.
Вопросы к детям:
- Почему после звука [Л’] вы поставили букву Я? (После мягкого согласного звука ([А] обозначается буквой Я).
- Какую ещё уже знакомую нам по прошлому занятию букву мы можем вставить в слово? (Букву А).
- Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 15.
Вопросы к детям:
- Какой ударный гласный звук в слове? ([У])».
Слайд 16.
Игра с заданиями:
1. Воспитатель вызывает к доске 7 детей – «звуки» и «буквы» слова «ЛЯГУШКА», раздаёт им фишки звуков [Л’], [Г], [У], [К], [Ш], буквы А, Я. Дети «строят» слово «ЛЯГУШКА».
2. Воспитатель подзывает «звуки» слова в такой последовательности: 1-ый гласный, 2-ой гласный, 3-ий гласный, мягкий согласный, 1-ый твёрдый согласный, 2-ой твёрдый согласный, 3-ий твёрдый согласный. Дети перестраиваются, «строят» слово.
3. Задания «звукам» игрокам дают дети.
Слайд 17.
Звуковой анализ слова «ЯША».
Воспитатель предлагает детям послушать, какой 1-ый звук в слове «ЯША», напоминает, что это самый короткий звук и всегда мягкий согласный. Дети вместе с воспитателем обозначают звук [Й’] зелёной фишкой.
Первый звук [Й’] – согласный, всегда мягкий, звонкий, обозначается зелёной фишкой с колокольчиком, обозначающим звонкость звука.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 18.
Звуковой анализ слова «ЯША».
Затем дети интонационно выделяют 2-ой звук в слове «ЯША» - [Й’АААША] – и обозначают этот гласный звук красной фишкой.
Второй звук [А] – гласный, обозначается красной фишкой.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 19.
Звуковой анализ слова «ЯША».
По такому образцу определяют звуки [Ш] и [А] и обозначают соответственно синей фишкой и буквой А.
Третий звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой без колокольчика, обозначающего звонкость звука.
Четвёртый звук [А] – гласный, обозначается красной фишкой.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 20.
Обозначьте звук [А] знакомой нам буквой А.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 21.
Вопросы к детям:
«Сколько звуков в слове «ЯША»? (4). – Какой мягкий согласный звук? ([Й’]). – Какой твёрдый звук? ([Ш])».
Воспитатель предлагает детям послушать два первых звука этого слова, ведёт указкой под соответствующими фишками – 1-ой и 2-ой – на звуковой схеме слова и несколько раз произносит [Й’ А]. Говорит, что если друг за другом идут звуки [Й’] и [А], то эти звуки обозначаются буквой Я. Дети вместе с воспитателем заменяют зелёную и красную фишки на букву Я, читают полученное слово.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 22.
Чтение слова «ЯША».
Слайд 23.
Воспитатель выставляет на доске синюю, красную, синюю и красную фишки и предлагает детям назвать слова по этой модели.
Слайд 24.
Упражнение на закрепление: тетрадь «От звука к букве», с. 7.
Слайд 25.
Источники:
Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. Средняя, старшая, подготовительная группы. – Москва, изд. «Школьная книга», 2017.
Слайд 26.
Молодцы! Спасибо за внимание!
Слайд 27.
Данная разработка участвовала во Всероссийском педагогическом конкурсе в номинации «Презентация к уроку» сетевое издание «Педлидер». Конкурсная работа «Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе. Занятие № 5. Буква Я» заняла I место. Конкурсная заявка № 3157384.
https://pedleader.ru/results/3157384/