МААМ-картинки

Занятие по обучению дошкольников грамоте в подготовительной группе «Буква Я»

Рыбалко Надежда Николаевна
Занятие по обучению дошкольников грамоте в подготовительной группе «Буква Я»

Слайд 1.

Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе. Занятие № 5, с. 116.

Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. Средняя, старшая и подготовительная группы. – Москва, изд. «Школьная книга», 2017.

Публикация «Занятие по обучению дошкольников грамоте в подготовительной группе „Буква Я“» размещена в разделах

Составитель презентации: Рыбалко Надежда Николаевна.

Слайд 2.

Программное содержание :

- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «ЛЯГУШКА», «ЯША» с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

- познакомить с тем, что буква Я может обозначать два звука - [Й’, А];

- развивать умение составлять предложения из двух слов о действиях детей, называть 1-ое, 2-ое слово предложения;

- воспитывать желание называть слова по заданной модели.

Демонстрационный материал: красные, синие, зелёные, чёрные фишки; касса с согласными буквами; указка, фишки — игрушки.

Раздаточный материал: красные, синие, зелёные, чёрные фишки; касса с согласными буквами; указка-палочка, тетради «Первые шаги…», «От звука к букве».

Слайд 3.

Воспитатель вызывает ребёнка, который имитирует какие-либо действия (ест, умывается, причёсывается и т. д., остальные дети составляют предложения из двух слов о действиях играющего. Затем дети называют 1-ое, 2-ое слово предложений.

Слайд 4.

Загадка.

Ест комаров,

А болото её кров.

Для цапли очень вкусный улов,

Прячет зелёное брюшко

За камышами смешная … (лягушка).

Слайд 5.

Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».

Вызванный к доске ребёнок последовательно интонационно выделяет звуки слова, называет их изолированно, характеризует и обозначает соответствующими фишками.

Первый звук [Л’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелёной фишкой с колокольчиком, обозначающим звонкость звука.

Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 6.

Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».

Второй звук [А] – гласный, обозначается красной фишкой.

Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 7.

Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».

Третий звук [Г] - согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой с колокольчиком, обозначающим звонкость звука.

Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 8.

Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».

Четвёртый звук [У] – гласный, обозначается красной фишкой.

Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 9.

Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».

Пятый звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой без колокольчика, обозначающего звонкость звука.

Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 10.

Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».

Шестой звук [К] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой без колокольчика, обозначающего звонкость звука.

Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 11.

Звуковой анализ слова «ЛЯГУШКА».

Седьмой звук [А] – гласный, обозначается красной фишкой.

Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 12.

Вопросы к детям:

«Сколько звуков в слове «ЛЯГУШКА»? (Семь звуков). - Сколько согласных звуков? (Четыре). - Какой мягкий согласный звук в слове? ([Л’]). - Какой согласный звук в слове бывает только твёрдым согласным? ([Ш]). - Какие гласные звуки в слове? ([А], [У], [А].

- Сегодня я вас знакомлю с буквой Я. Буква Я в начале слова и после гласной обозначает два звука - [Й’ А]. Однако в нашем случае буква Я стоит после согласного звука и смягчает его. Найдите место буквы Я в слове «ЛЯГУШКА». Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 13.

На что похожа буква Я.

Слайд 14.

Вопросы к детям:

- Почему после звука [Л’] вы поставили букву Я? (После мягкого согласного звука ([А] обозначается буквой Я).

- Какую ещё уже знакомую нам по прошлому занятию букву мы можем вставить в слово? (Букву А).

- Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 15.

Вопросы к детям:

- Какой ударный гласный звук в слове? ([У])».

Слайд 16.

Игра с заданиями:

1. Воспитатель вызывает к доске 7 детей – «звуки» и «буквы» слова «ЛЯГУШКА», раздаёт им фишки звуков [Л’], [Г], [У], [К], [Ш], буквы А, Я. Дети «строят» слово «ЛЯГУШКА».

2. Воспитатель подзывает «звуки» слова в такой последовательности: 1-ый гласный, 2-ой гласный, 3-ий гласный, мягкий согласный, 1-ый твёрдый согласный, 2-ой твёрдый согласный, 3-ий твёрдый согласный. Дети перестраиваются, «строят» слово.

3. Задания «звукам» игрокам дают дети.

Слайд 17.

Звуковой анализ слова «ЯША».

Воспитатель предлагает детям послушать, какой 1-ый звук в слове «ЯША», напоминает, что это самый короткий звук и всегда мягкий согласный. Дети вместе с воспитателем обозначают звук [Й’] зелёной фишкой.

Первый звук [Й’] – согласный, всегда мягкий, звонкий, обозначается зелёной фишкой с колокольчиком, обозначающим звонкость звука.

Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 18.

Звуковой анализ слова «ЯША».

Затем дети интонационно выделяют 2-ой звук в слове «ЯША» - [Й’АААША] – и обозначают этот гласный звук красной фишкой.

Второй звук [А] – гласный, обозначается красной фишкой.

Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 19.

Звуковой анализ слова «ЯША».

По такому образцу определяют звуки [Ш] и [А] и обозначают соответственно синей фишкой и буквой А.

Третий звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой без колокольчика, обозначающего звонкость звука.

Четвёртый звук [А] – гласный, обозначается красной фишкой.

Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 20.

Обозначьте звук [А] знакомой нам буквой А.

Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 21.

Вопросы к детям:

«Сколько звуков в слове «ЯША»? (4). – Какой мягкий согласный звук? ([Й’]). – Какой твёрдый звук? ([Ш])».

Воспитатель предлагает детям послушать два первых звука этого слова, ведёт указкой под соответствующими фишками – 1-ой и 2-ой – на звуковой схеме слова и несколько раз произносит [Й’ А]. Говорит, что если друг за другом идут звуки [Й’] и [А], то эти звуки обозначаются буквой Я. Дети вместе с воспитателем заменяют зелёную и красную фишки на букву Я, читают полученное слово.

Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.

Слайд 22.

Чтение слова «ЯША».

Слайд 23.

Воспитатель выставляет на доске синюю, красную, синюю и красную фишки и предлагает детям назвать слова по этой модели.

Слайд 24.

Упражнение на закрепление: тетрадь «От звука к букве», с. 7.

Слайд 25.

Источники:

Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. Средняя, старшая, подготовительная группы. – Москва, изд. «Школьная книга», 2017.

Слайд 26.

Молодцы! Спасибо за внимание!

Слайд 27.

Данная разработка участвовала во Всероссийском педагогическом конкурсе в номинации «Презентация к уроку» сетевое издание «Педлидер». Конкурсная работа «Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе. Занятие № 5. Буква Я» заняла I место. Конкурсная заявка № 3157384.

https://pedleader.ru/results/3157384/

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Я Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ё Задачи: познакомить детей с буквой Ё, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ю Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж» Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж,ж. Задачи: 1. Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению дошкольников грамоте в подготовительной группе «Буква Я»
Опубликовано: 12 января 2022 в 18:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по обучению дошкольников грамоте в подготовительной группе «Буква Я»» (включая файлы) размещена пользователем Рыбалко Надежда Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД