Получи документы

Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности

Людмила Костина
Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район

Материал для выступления на IV муниципальных педагогических чтениях по теме:

«Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности»

Воспитатель Костина Людмила Александровна

МБДОУ детский сад № 4

Каневская, 2016 г.

Публикация «Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности» размещена в разделах

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Целью данного педагогического опыта является обучение дошкольников грамоте в посредством практической и игровой личностно-ориентированной деятельности.

Задачами по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста не являются обучение их чтению и письму. Эти навыки им предстоит осваивать в школе. В детском саду мы знакомим дошкольников со словом, предложением, слогами, звуковым строением слов, буквами. Наиболее эффективным методом решения данных задач являются практическая и игровая деятельность, так как именно она является ведущей на этапе дошкольного детства.

Традиционно содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:

1. Развитие связной речи

2. Подготовка к обучению чтению

3. Подготовка к обучению письму

Эти компоненты являются обязательными структурными компонентами деятельности с детьми. Как их сделать интересными, запоминающимися и полезными для ребят – вот задача, стоящая перед каждым воспитателем. Я решаю её при помощи подбора игровых упражнений, ситуаций, дидактических моделей.

Например, в работе по развитию связной речи, можно использовать метафорические переносы значений на примере описательных загадок, упражнений на подбор синонимов. Хорошим приёмом может стать составление коллективного письма в «ситуации письменной речи».

При подготовке к обучению чтению использую примеры, игровые упражнения, дидактические словесные игры, модели звуковой структуры слова, картины-схемы звукового состава слова. На ней помещается рисунок – слово, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, в которых изображены кружочки – звуки. У каждого ребёнка на столе – карточка с определённым количеством клеток, конверт с фишками 3-х цветов. В процессе звукового анализ ребёнок будет заполнять последовательно клеточки на карточке фишками.

Подготовка к обучению письму включает в себя массу пальчиковых игр, игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», ручной труд, работу со штампами. Для развития мелкой моторики я использую в работе технологии ниткописи, бисерографии. Развивать тактильные ощущения можно при помощи вырезания, приёмов вырывания листа бумаги, так называемых «чудесных спичек», упражнений и игр, в том числе подвижные.

Мною были изучены игровые методы, которые мы использовали в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста в направлении подготовки к обучению грамоте. В ходе обследования я обнаружила и зафиксировала улучшения показателей речевого развития детей. Это говорит об эффективности выбранной методики. Данная работа проводилась на протяжении 2-ух лет: в старшей и подготовительной к школе группах.

Игры и игровые методы, используемые мной в работе, могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций и родителями воспитанников.

Использование данного педагогического опыта в работе воспитателя с детьми позволяет наиболее эффективно достичь задач, стоящих перед воспитателем в данной области развития детей и максимально приблизиться к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования. Разнообразить образовательную деятельность развивающим материалом, ввести словесные игры в повседневную и самостоятельную деятельность детей, развить навыки грамотности наиболее эффективным методом – игрой. А также поддерживать взаимосвязь воспитателя с родителями (использование родителями игр из опыта будет способствовать закреплению навыков, полученных в детском саду, расширению возможностей дошкольника).

Актуальность данного опыта работы состоит в том, что совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений новых технологий. Они направлены на своевременное обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий для всестороннего развития, формирование полноценной личности и получения им должного образования.

В наше время значительно выросли требования к развитию детей. Этой проблемой необходимо заниматься с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и до выпуска его в школу. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в дальнейшем будет зависеть успех его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Список литературы:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/17/priemy-i-metody-podgotovki-detey-k-obucheniyu-gramote

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2014/09/08/obuchenie-doshkolnikov-gramote-v-natsionalnom-detskom-sadu

Публикации по теме:

Проект «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС средствами проектной деятельности» Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Детский.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно.

Консультация «Формирование речи дошкольников в игровой деятельности» Речь – наиважнейшая центральная психическая функция, благодаря которой человек выражает свои мысли и эмоции, самореализовывается и входит.

Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников «Ребенок – это художник, творящий реальность» (Пабло Пикассо) Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не.

Использование игровой деятельности для всестороннего развития дошкольников В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития.

Консультация «Конфликтные ситуации в игровой деятельности старших дошкольников» Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического.

Конспект образовательной проблемно-игровой и практической ситуации «Наши умные помощники — органы чувств» Задачи: - формировать у детей представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира, о том, что для нормального функционирования.

Доклад «Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством интеграции творческой и игровой деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида "Кораблик". Московская область, городской.

Проект «Развитие речи младших дошкольников в игровой деятельности» Паспорт проекта Автор: Быкова Екатерина Павловна – воспитатель младшей группы МДОУ «Детский сад № 21 «Колосок» с. Куриловка 2015 г. Вид.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности
Опубликовано: 1 февраля 2016 в 15:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Костина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД