Людмила Костина
Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район
Материал для выступления на IV муниципальных педагогических чтениях по теме:
«Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности»
Воспитатель Костина Людмила Александровна
МБДОУ детский сад № 4
Каневская, 2016 г.
Публикация «Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности» размещена в разделах
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Целью данного педагогического опыта является обучение дошкольников грамоте в посредством практической и игровой личностно-ориентированной деятельности.
Задачами по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста не являются обучение их чтению и письму. Эти навыки им предстоит осваивать в школе. В детском саду мы знакомим дошкольников со словом, предложением, слогами, звуковым строением слов, буквами. Наиболее эффективным методом решения данных задач являются практическая и игровая деятельность, так как именно она является ведущей на этапе дошкольного детства.
Традиционно содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:
1. Развитие связной речи
2. Подготовка к обучению чтению
3. Подготовка к обучению письму
Эти компоненты являются обязательными структурными компонентами деятельности с детьми. Как их сделать интересными, запоминающимися и полезными для ребят – вот задача, стоящая перед каждым воспитателем. Я решаю её при помощи подбора игровых упражнений, ситуаций, дидактических моделей.
Например, в работе по развитию связной речи, можно использовать метафорические переносы значений на примере описательных загадок, упражнений на подбор синонимов. Хорошим приёмом может стать составление коллективного письма в «ситуации письменной речи».
При подготовке к обучению чтению использую примеры, игровые упражнения, дидактические словесные игры, модели звуковой структуры слова, картины-схемы звукового состава слова. На ней помещается рисунок – слово, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, в которых изображены кружочки – звуки. У каждого ребёнка на столе – карточка с определённым количеством клеток, конверт с фишками 3-х цветов. В процессе звукового анализ ребёнок будет заполнять последовательно клеточки на карточке фишками.
Подготовка к обучению письму включает в себя массу пальчиковых игр, игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», ручной труд, работу со штампами. Для развития мелкой моторики я использую в работе технологии ниткописи, бисерографии. Развивать тактильные ощущения можно при помощи вырезания, приёмов вырывания листа бумаги, так называемых «чудесных спичек», упражнений и игр, в том числе подвижные.
Мною были изучены игровые методы, которые мы использовали в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста в направлении подготовки к обучению грамоте. В ходе обследования я обнаружила и зафиксировала улучшения показателей речевого развития детей. Это говорит об эффективности выбранной методики. Данная работа проводилась на протяжении 2-ух лет: в старшей и подготовительной к школе группах.
Игры и игровые методы, используемые мной в работе, могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций и родителями воспитанников.
Использование данного педагогического опыта в работе воспитателя с детьми позволяет наиболее эффективно достичь задач, стоящих перед воспитателем в данной области развития детей и максимально приблизиться к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования. Разнообразить образовательную деятельность развивающим материалом, ввести словесные игры в повседневную и самостоятельную деятельность детей, развить навыки грамотности наиболее эффективным методом – игрой. А также поддерживать взаимосвязь воспитателя с родителями (использование родителями игр из опыта будет способствовать закреплению навыков, полученных в детском саду, расширению возможностей дошкольника).
Актуальность данного опыта работы состоит в том, что совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений новых технологий. Они направлены на своевременное обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий для всестороннего развития, формирование полноценной личности и получения им должного образования.
В наше время значительно выросли требования к развитию детей. Этой проблемой необходимо заниматься с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и до выпуска его в школу. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в дальнейшем будет зависеть успех его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
Список литературы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/17/priemy-i-metody-podgotovki-detey-k-obucheniyu-gramote
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2014/09/08/obuchenie-doshkolnikov-gramote-v-natsionalnom-detskom-sadu