Диана Никульникова
Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников
«Ребенок – это художник, творящий реальность» (Пабло Пикассо)
Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерных характеристик ребенка. Текущие приоритеты в образовании мальчиков и девочек, это не только стандарты мужественности и женственности, это еще и изучение потенциальных отношений партнерства между мальчиками и девочками, воспитание человеческих качеств в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости. Важно научить не только играть вместе, но и сотрудничать. Но главное, в процессе обучения игре дать возможность каждому участнику проиграть как можно больше ролей. Не только для формирования артистичности или развития речи, а, главным образом для того, чтобы у каждого ребенка сформировалась более полная картина того мира, к которому мы адаптируем его. Того мира, в котором он будет жить и развиваться.
Публикация «Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разных полов в равной степени способных к самореализации и раскрытию потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает дополнительную индивидуальность при самореализации, это помогает быть достаточно гибким, чтобы иметь возможность использовать различные особенности поведения.
Гендерный подход фокусируется на идее равенства, независимо от пола, что дает мужчинам и женщинам новые возможности и определить перспективы жизни, укрепления личных ресурсов.
Организуя обучение по гендерным вопросам, важно понимать, что анатомические особенности и биологические только предпосылки, потенциальные психологические различия для мальчиков и девочек. Эти психические различия влияют на социальные факторы - социальной среды и воспитания. В результате, мы можем решать вопросы образования девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и надлежащей социализации, а также принимая в счет индивидуальные особенности каждого ребенка.
Девочка должна быть не только женственна и обладать традиционно женскими качествами (мягкость, женственность, заботливое отношение к окружающим, но и решимость, инициативность, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. Мальчики не должны ограничиваться только мужскими качествами, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь в трудную минуту.
Мы все знаем, что в дошкольном возрасте является бесценным общение и развитии человека. Все наиболее важные черты личности, склонности и способности формируются в этом возрасте. Гендерная идентификация ребенка происходит уже в три четыре года, то есть к концу младшего возраста ребенок узнает свою половую принадлежность, но не знаете, какое содержание должно быть в понятиях «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка путем прямого наблюдения за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражать всему, как полезным так и вредным привычкам.
Ребёнок ещё и не использует символы «мужественности» в своей практике, но, постепенно, вносит их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Хорошо известно, что окружающая среда является основным средством развития личности ребенка, источником его личных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста (умственная, игровая, здоровьесберегающая, но является основой его самостоятельной занятости, с учетом гендерной специфики. Роль взрослого в этом случае, заключаетсяв том, чтобы открыть мальчиков и девочек, весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте игра это ведущий вид детской деятельности, и только в сюжетной или режиссерской игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков должен быть не только безопасным, разнообразным, но и постоянно пополняем, для развития игрового пространства и поведения. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
• На эстетичность и безопасность игрового материала и ролевых атрибутов для того, чтобы привлечь детей к отражению в игре социально одобряемого изображения мужского и женского поведения;
• На достаточную наполняемость и разнообразие материала для игр, во время которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщин - мать;
• Наличие атрибутов и маркеров игрового пространства для игр - «путешествия», в котором ребята имеют возможность проиграть в мужской модели поведения.
Процесс обогащения игры происходит даже посредством переодевания кукол и мягких игрушек, и если, в начале игры ребенок просто копирует действия взрослых, то в процессе усложнения (преобразования) он начинает позиционировать себя и примерять на себя роли: "Я -мать, отец, бабушка, дедушка и т. п. Воспроизводя подобные действия ребенок не только получает опыт, но и осознание того, что на каждого человека наложены обязательства.
Кроме того, когда у игрушек привлекательный вид, гораздо быстрее у детей, как мальчиков, так и девочек проявляется чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д.. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
Особая роль в развитии игровой деятельности принадлежат конструированию преимущественно из напольного строительного материала. Причем строить могут как мальчики, так и девочки. Главное в подобных играх разграничение обязанностей по степени сложности. Мальчики должны выполнять более «тяжелую» работу.
Важным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же действий в игре, часто приходится видеть, как мальчики поднимая машину, совершают однообразные действия назад - вперед, имитируя звук двигателя. В играх девочек однообразие заключается в том, что действия с куклой так же являются постоянно повторяющимися. Подобного в играх сюжетно-ролевых и режиссерских не должно наблюдаться. Поэтому, если в результате наблюдений детей, видно, что дети играют на уровне подражания или во время игры не проявляют разнообразных действий необходимо воспитателю включиться в игру, для ее развития.
Воспитатель ежедневно участвует в играх детей. При этом он не только руководит, но и играет с девочками и мальчиками.
Кроме того, очень важно донести до родителей необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, объединив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую, режиссерскую игру. Кроме того, родители получат мастер –класс по игре с детьми дома
Часто родители не поощряют поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что физиологически мальчикам нужно больше места для игр что игры их не только развивают, но и помогают разрядить накопленную энергию, вполне возможно, что причин для недовольства со стороны родителей, будет меньше. Необходимо провести работу с родителями, объяснить, что игры мальчиков в солдат, летчиков, моряков, не носят агрессивных подтекстов и если им создать необходимые условия и провести предварительную беседу они будут развиваться с осмысленным патриотическим чувством.
Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек, при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».
Для игр девочки используют намного меньше пространства, чем мальчики. Организуя игровую среду, необходимо помнить об этом и создать соответствующие условия, возможно даже обозначить «отгородить» девочек от мальчиков. Желательно, что игровое оборудование так же было разнообразно. Девочки чаще в играх примеряют на себя роль матери поэтому, помимо ряжения им необходимы и другие атрибуты для игр.
Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.
Когда игра выйдет на более высокий уровень развития, который охарактеризуется тем, что дети способны в полной мере реализовать себя в любой роли принятием роли воспитатель может перейти к решению вопросов, связанных с образованием для девочек и мальчиков для освоения социальных функций.
Развиваться играя, прекрасный девиз для формирования детей, для адаптации их к жизни, для успешности в будущем.
Используемые сайты:
https://fan-5.ru/better/article-202596.php
https://www.schoolrm.ru/detsad_sar/ds5sar/upload/life/methodical-recommendations/features-gender-socialization-in-gaming-activities-preschoolers.php
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/17/osobennosti-gendernoy-sotsializatsii-v-igrovoy-deyatelnosti-0
https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac32.htm