МААМ-картинки

Консультация «Формирование речи дошкольников в игровой деятельности»

Елена Чикашова
Консультация «Формирование речи дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – наиважнейшая центральная психическая функция, благодаря которой человек выражает свои мысли и эмоции, самореализовывается и входит в социум. Осваивая речь, ребенок овладевает мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Малыш учится с помощью слова выражать свои желания и стремления, а также понимать других, договариваться. На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями очень важный принцип формирования активной речи у детей. Чем богаче словарный запас, правильнее произношение и речь ребенка, тем проще ему высказывать свои мысли, активнее осуществляется его психическое развитие и, тем полноценнее и содержательнее, его отношения с окружающими людьми. У многих детей развитие речи происходит с заминками, их речь является несвязной, что нередко напрямую влияет на понижение самооценки и нарушение их самосознания в более взрослом возрасте. Также нарушения речи ведут к замкнутости и отклонениям в развитии личности, негативности и неуверенности в себе, а в итоге таким детям сложно раскрыть свои природные способности, интеллектуальные возможности и заложенный потенциал.

Публикация «Консультация „Формирование речи дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах

Все эти последствия у ребенка можно исключить, занимаясь с ним развитием речи через игры, которые будут способствовать своевременному формированию правильной и чистой речи, смогут предупредить и исправить даже самые малейшие отклонения от общепринятых норм языка. Малыши очень любят играть. И именно игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей. Это игры - потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками. Многие игры сопровождаются стихами, потешками, песенками, поговорками, которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи. Игры - потешки и хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонация речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи. К играм с картинками относятся тематические наборы картинок, сюжетные картинки с изображением действий, а также лото, домино, простые сюжетные игры с использованием картинок- заменителей предметов (игры в «больницу», «магазин» и др.) Такие игры способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию активной речи и речевое общение со сверстниками. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего,

в том числе и за развитие мелкой моторики рук.

1. Игры на выполнение детьми соответствующих по тексту движений и

поручений воспитателя.

«Дружно ручки поднимаем»

Дружно ручки поднимаем,

Ручки вниз мы опускаем,

Кулачки мы крепко сжали,

Кулачками постучали,

Ножками потопали - топ- топ,

Ручками похлопали - хлоп- хлоп.

«Птички»

Полетели птички,

Крылышками машут.

Прилетели, сели, посидели,

Зернышек поели,

И опять улетели.

«Дождик»

Дождик, дождик- кап да кап

Ты не капай долго так,

Хочется идти гулять,

Бегать, прыгать и скакать.

(На протяжении этой игры ребенок, подражая взрослому, тычет пальчиком в ладошку другой руки).

2. Звукоподражательные игры.

«Угадай, кто кричит»

Воспитатель знакомит детей с игрушками, которые лежат за ширмой. Он по очереди показывает игрушку- животное и произносит соответствующие звукоподражания. Затем воспитатель возвращает их за ширму. Он произносит звукоподражательные звуки животного, а дети угадывают кто это «кричит».

Впоследствии можно играть, используя музыкальные инструменты, и по их звучанию отгадывать.

«Мышка- мишка»

Воспитатель подбирает несколько парных игрушек, названия которых имеют близкий звуковой состав. Взрослый называет предмет и предлагает ребенку найти его. Малыш показывает его и называет. Если ребенок затрудняется, воспитатель показывает свою игрушку и просит найти такую же, повторив название.

3. Простые сюжетные игры с предметными картинками.

«Комната для куклы»

В игре закрепляются знания детей об отдельных предметах мебели – стол, кровать, стул, шкаф, кресло и др., вводится собирательное существительное «мебель», с помощью игрового сюжета расширяются представления о функциональном назначении каждого предмета мебели.

«Овощи»

Закрепление знаний детей об овощах, узнавать на картинках и называть их, ввести обобщающее слово «овощи», расширять знания малышей о пользе овощей.

Ход игры: воспитатель показывает картинки и просит детей ответить на вопрос: «Какие овощи нарисованы на картинке». (Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает). «Овощи нужны для еды, их варят, жарят, из них готовят салаты, некоторые овощи едят сырыми. Все овощи полезны и для взрослых, и для детей. В них содержится много витаминов». В конце игры можно загадать загадки об овощах.

4. Игры, развивающие моторику рук.

«Повар»

Ребенок имитирует круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

«Веселые маляры»

Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх - вниз, слева - направо.

Мы покрасим этот дом,

Жить Ванюша будет в нем.

«Тук - тук –я стучу»

Ребенок удерживает руку в кулачке и отстукивает по поверхности стола каждое слово потешки.

Тук – тук - я стучу,

Новый столик сколочу!

«Сидит белка на тележке»

Дети по очереди левой рукой загибают пальцы правой руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке- сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

5. «Игры на кухне».

Мамы, как всегда, очень заняты. Но, несмотря на это, с малышами нужно играть.

Вот некоторые игры, в которые можно играть на кухне.

«Вкусные слова» (А также можно солёные, кислые, варёные, горячие и т. д.)

Мама (занимается своим делом) : «Давай вспомним

«вкусные» слова и представим, что угощаем друг друга.

Я угощаю тебя мороженым».

Ребё нок: «А я предлагаю попробовать сладкий банан».

И т. д.

«Из чего готовим?»

Мама: «Я варю борщ. Назови продукты для его приготовления».

Ребё нок: «Вода, картофель, капуста, помидоры, свёкла, укроп, морковь, соль, перец, масло».

«Помощники»

Мама: «Назови одним словом прибор – помощник, при помощи которого варят кофе, чистят картофель, моют посуду, режут овощи, выжимают сок, убирают в квартире».

Ребё нок: «Кофеварка, картофелечистка, посудомоечная машина, овощерезка, соковыжималка, пылесос».

«Чепуха»

Мама: «Сегодня я буду варить пироги».

Ребё нок: «Пироги не варят, а пекут. Варить можно овощи, мясо, рыбу, крупу». И т. д.

«Кухонные сказки»

Мама: «Давай придумаем сказку про кастрюлю (банан, кухонные часы, ложку, вилку, чашку и т. д.).

Практические советы родителям.

Для того чтобы развитие речи через игры осуществлялось правильно и было эффективным, родителям будет полезно ознакомиться со следующими практическими советами:

Каждый родитель должен помнить, что ребенок, в первую очередь, учится языку и речи на слух, наблюдая, исследуя, копируя, отвечая, играя и взаимодействуя с окружающими его людьми. Поэтому очень важно не употреблять при ребенке в повседневной жизни ненормативную лексику, слова-паразиты и не коверкать слова, «сюсюкаясь» с малышом. Говорить с ним нужно четко и с интонацией, стараясь произносить слова правильно, делая ударение на нужных слогах. Слыша с самого раннего детства правильную и чистую речь, ребенок в будущем, сам того не понимая, будет разговаривать также.

Исключить телевидение из повседневных развлечений ребенка. Конечно же, есть много детских телевизионных программ, направленных на обучение ребенка, однако такой способ обучения является пассивным, в нем не подразумевается человеческого взаимодействия. Многие исследования показывают, что у детей, которые слишком много смотрят телевизор в первые годы жизни, возникают трудности с концентрацией внимания и послушанием, когда они достигают школьного возраста. Гораздо лучше уделять ребенку больше внимания и заниматься совместно с ним развитием речи через игры.

Если ребенок рано перешел от грудного вскармливания к бутылочному и пристрастился к пустышке или соске, то не стоит откладывать в долгий ящик прекращение их использования. Постоянное употребление соски тормозит развитие речи малыша, ведь она закрывает ему рот, не давая возможности произносить звуки и пытаться говорить.

Многие родители недооценивают роль игр в развитии речи ребенка, в особенности в младенческом возрасте, что является большим упущением. Чем раньше с ребенком начнут заниматься развитием речи, тем лучшими будут результаты в будущем.

Родителям необходимо принимать участие в повседневных играх ребенка, комментируя их. Если, к примеру, ребенок играет со своими игрушками в магазин или устраивает чаепитие, необходимо постоянно комментировать его и свои действия, спрашивать у малыша что делает та или иная игрушка.

Важно не задавать ребенку во время игр слишком много вопросов, иначе он будет чувствовать постоянное давление со стороны родителя и быстро потеряет интерес к играм со старшими.

Необходимо разработать единую направленность с ребенком при развитии речи через игры. Важно обратить внимание на то, что интересует ребенка – на любые предметы, на которых он концентрирует свое внимание – и использовать эти предметы во время развивающих игр, комментируя их внешний вид и свойства. Это помогает создать единую направленность с малышом и показывает ему, что у него с родителями одинаковые интересы.

Многие дети любят походы в супермаркеты, где они могут кататься в тачках для продуктов. Можно использовать это пристрастие и в развитии речи, обращая внимание ребенка на сотни наименований продуктов, представленных на прилавках.

Раз в неделю с ребенком можно заниматься разыгрыванием домашних спектаклей. Это поможет развить его воображение, а заучивание реплик и стихотворений будет развивать память и речь ребенка.

Используемая литература:

«Ребёнок в детском саду» 2013г. № 6.

• А. И. Максаков «Развитие правильной речи ребёнка в семье».

• Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста».

• А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение».

• Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду»

• Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР в театрализованно-игровой деятельности Описание опыта работы по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР, через театрализовано – игровую деятельность».

«Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах посредством игровой деятельности» Тема моего проекта «Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через игровую деятельность»..

Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе,.

Формирование игровой деятельности детей раннего возраста Особенности развития игровой деятельности Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются педагогами в целях воспитания.

Формирование навыков мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды игровой деятельностиФормирование навыков мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды игровой деятельности В. А. Сухомлинский:Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Актуальность разработки. Проблемы с координацией движений.

Формирование положительных взаимоотношений у детей раннего возраста в самостоятельной игровой деятельностиФормирование положительных взаимоотношений у детей раннего возраста в самостоятельной игровой деятельности Успех в решении данной проблемы напрямую зависит от заинтересованного, активного и компетентного участия родителей. Возможность такого сотрудничества.

Формирование словаря средствами игровой деятельностиФормирование словаря средствами игровой деятельности Годовая задача нашего детского сада в 2014-2015 годах звучит так: "Формирование словаря через игровую деятельность" Формирование словаря.

Проект «Формирование навыков соблюдения правил дорожного движения у старших дошкольников посредством игровой деятельности» Проблема Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики,.

Проект с использованием театрально-игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи «В гостях у сказки» Пояснительная записка. Театрально-игровая деятельность помогает воспитателю в организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии.

Развитие речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование речи дошкольников в игровой деятельности»
Опубликовано: 17 сентября 2015 в 16:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование речи дошкольников в игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чикашова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД