Елена Чикашова
Консультация «Формирование речи дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – наиважнейшая центральная психическая функция, благодаря которой человек выражает свои мысли и эмоции, самореализовывается и входит в социум. Осваивая речь, ребенок овладевает мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Малыш учится с помощью слова выражать свои желания и стремления, а также понимать других, договариваться. На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями очень важный принцип формирования активной речи у детей. Чем богаче словарный запас, правильнее произношение и речь ребенка, тем проще ему высказывать свои мысли, активнее осуществляется его психическое развитие и, тем полноценнее и содержательнее, его отношения с окружающими людьми. У многих детей развитие речи происходит с заминками, их речь является несвязной, что нередко напрямую влияет на понижение самооценки и нарушение их самосознания в более взрослом возрасте. Также нарушения речи ведут к замкнутости и отклонениям в развитии личности, негативности и неуверенности в себе, а в итоге таким детям сложно раскрыть свои природные способности, интеллектуальные возможности и заложенный потенциал.
Публикация «Консультация „Формирование речи дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах
Все эти последствия у ребенка можно исключить, занимаясь с ним развитием речи через игры, которые будут способствовать своевременному формированию правильной и чистой речи, смогут предупредить и исправить даже самые малейшие отклонения от общепринятых норм языка. Малыши очень любят играть. И именно игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей. Это игры - потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками. Многие игры сопровождаются стихами, потешками, песенками, поговорками, которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи. Игры - потешки и хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонация речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи. К играм с картинками относятся тематические наборы картинок, сюжетные картинки с изображением действий, а также лото, домино, простые сюжетные игры с использованием картинок- заменителей предметов (игры в «больницу», «магазин» и др.) Такие игры способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию активной речи и речевое общение со сверстниками. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего,
в том числе и за развитие мелкой моторики рук.
1. Игры на выполнение детьми соответствующих по тексту движений и
поручений воспитателя.
«Дружно ручки поднимаем»
Дружно ручки поднимаем,
Ручки вниз мы опускаем,
Кулачки мы крепко сжали,
Кулачками постучали,
Ножками потопали - топ- топ,
Ручками похлопали - хлоп- хлоп.
«Птички»
Полетели птички,
Крылышками машут.
Прилетели, сели, посидели,
Зернышек поели,
И опять улетели.
«Дождик»
Дождик, дождик- кап да кап
Ты не капай долго так,
Хочется идти гулять,
Бегать, прыгать и скакать.
(На протяжении этой игры ребенок, подражая взрослому, тычет пальчиком в ладошку другой руки).
2. Звукоподражательные игры.
«Угадай, кто кричит»
Воспитатель знакомит детей с игрушками, которые лежат за ширмой. Он по очереди показывает игрушку- животное и произносит соответствующие звукоподражания. Затем воспитатель возвращает их за ширму. Он произносит звукоподражательные звуки животного, а дети угадывают кто это «кричит».
Впоследствии можно играть, используя музыкальные инструменты, и по их звучанию отгадывать.
«Мышка- мишка»
Воспитатель подбирает несколько парных игрушек, названия которых имеют близкий звуковой состав. Взрослый называет предмет и предлагает ребенку найти его. Малыш показывает его и называет. Если ребенок затрудняется, воспитатель показывает свою игрушку и просит найти такую же, повторив название.
3. Простые сюжетные игры с предметными картинками.
«Комната для куклы»
В игре закрепляются знания детей об отдельных предметах мебели – стол, кровать, стул, шкаф, кресло и др., вводится собирательное существительное «мебель», с помощью игрового сюжета расширяются представления о функциональном назначении каждого предмета мебели.
«Овощи»
Закрепление знаний детей об овощах, узнавать на картинках и называть их, ввести обобщающее слово «овощи», расширять знания малышей о пользе овощей.
Ход игры: воспитатель показывает картинки и просит детей ответить на вопрос: «Какие овощи нарисованы на картинке». (Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает). «Овощи нужны для еды, их варят, жарят, из них готовят салаты, некоторые овощи едят сырыми. Все овощи полезны и для взрослых, и для детей. В них содержится много витаминов». В конце игры можно загадать загадки об овощах.
4. Игры, развивающие моторику рук.
«Повар»
Ребенок имитирует круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
«Веселые маляры»
Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх - вниз, слева - направо.
Мы покрасим этот дом,
Жить Ванюша будет в нем.
«Тук - тук –я стучу»
Ребенок удерживает руку в кулачке и отстукивает по поверхности стола каждое слово потешки.
Тук – тук - я стучу,
Новый столик сколочу!
«Сидит белка на тележке»
Дети по очереди левой рукой загибают пальцы правой руки, начиная с большого.
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке- сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
5. «Игры на кухне».
Мамы, как всегда, очень заняты. Но, несмотря на это, с малышами нужно играть.
Вот некоторые игры, в которые можно играть на кухне.
• «Вкусные слова» (А также можно солёные, кислые, варёные, горячие и т. д.)
Мама (занимается своим делом) : «Давай вспомним
«вкусные» слова и представим, что угощаем друг друга.
Я угощаю тебя мороженым».
Ребё нок: «А я предлагаю попробовать сладкий банан».
И т. д.
• «Из чего готовим?»
Мама: «Я варю борщ. Назови продукты для его приготовления».
Ребё нок: «Вода, картофель, капуста, помидоры, свёкла, укроп, морковь, соль, перец, масло».
• «Помощники»
Мама: «Назови одним словом прибор – помощник, при помощи которого варят кофе, чистят картофель, моют посуду, режут овощи, выжимают сок, убирают в квартире».
Ребё нок: «Кофеварка, картофелечистка, посудомоечная машина, овощерезка, соковыжималка, пылесос».
• «Чепуха»
Мама: «Сегодня я буду варить пироги».
Ребё нок: «Пироги не варят, а пекут. Варить можно овощи, мясо, рыбу, крупу». И т. д.
• «Кухонные сказки»
Мама: «Давай придумаем сказку про кастрюлю (банан, кухонные часы, ложку, вилку, чашку и т. д.).
Практические советы родителям.
Для того чтобы развитие речи через игры осуществлялось правильно и было эффективным, родителям будет полезно ознакомиться со следующими практическими советами:
Каждый родитель должен помнить, что ребенок, в первую очередь, учится языку и речи на слух, наблюдая, исследуя, копируя, отвечая, играя и взаимодействуя с окружающими его людьми. Поэтому очень важно не употреблять при ребенке в повседневной жизни ненормативную лексику, слова-паразиты и не коверкать слова, «сюсюкаясь» с малышом. Говорить с ним нужно четко и с интонацией, стараясь произносить слова правильно, делая ударение на нужных слогах. Слыша с самого раннего детства правильную и чистую речь, ребенок в будущем, сам того не понимая, будет разговаривать также.
Исключить телевидение из повседневных развлечений ребенка. Конечно же, есть много детских телевизионных программ, направленных на обучение ребенка, однако такой способ обучения является пассивным, в нем не подразумевается человеческого взаимодействия. Многие исследования показывают, что у детей, которые слишком много смотрят телевизор в первые годы жизни, возникают трудности с концентрацией внимания и послушанием, когда они достигают школьного возраста. Гораздо лучше уделять ребенку больше внимания и заниматься совместно с ним развитием речи через игры.
Если ребенок рано перешел от грудного вскармливания к бутылочному и пристрастился к пустышке или соске, то не стоит откладывать в долгий ящик прекращение их использования. Постоянное употребление соски тормозит развитие речи малыша, ведь она закрывает ему рот, не давая возможности произносить звуки и пытаться говорить.
Многие родители недооценивают роль игр в развитии речи ребенка, в особенности в младенческом возрасте, что является большим упущением. Чем раньше с ребенком начнут заниматься развитием речи, тем лучшими будут результаты в будущем.
Родителям необходимо принимать участие в повседневных играх ребенка, комментируя их. Если, к примеру, ребенок играет со своими игрушками в магазин или устраивает чаепитие, необходимо постоянно комментировать его и свои действия, спрашивать у малыша что делает та или иная игрушка.
Важно не задавать ребенку во время игр слишком много вопросов, иначе он будет чувствовать постоянное давление со стороны родителя и быстро потеряет интерес к играм со старшими.
Необходимо разработать единую направленность с ребенком при развитии речи через игры. Важно обратить внимание на то, что интересует ребенка – на любые предметы, на которых он концентрирует свое внимание – и использовать эти предметы во время развивающих игр, комментируя их внешний вид и свойства. Это помогает создать единую направленность с малышом и показывает ему, что у него с родителями одинаковые интересы.
Многие дети любят походы в супермаркеты, где они могут кататься в тачках для продуктов. Можно использовать это пристрастие и в развитии речи, обращая внимание ребенка на сотни наименований продуктов, представленных на прилавках.
Раз в неделю с ребенком можно заниматься разыгрыванием домашних спектаклей. Это поможет развить его воображение, а заучивание реплик и стихотворений будет развивать память и речь ребенка.
Используемая литература:
• «Ребёнок в детском саду» 2013г. № 6.
• А. И. Максаков «Развитие правильной речи ребёнка в семье».
• Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста».
• А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение».
• Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду»
• Интернет ресурсы.