Надежда Гондарук
Проект «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС средствами проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего,
Мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
В своей профессиональной деятельности большое внимание уделяю экологическому образованию детей дошкольного возраста, задачи которого решаю в большей степени средствами реализации образовательных проектов. В рамках этой деятельности организована работа группового мини-музейного комплекса «Русская кукла», 2010 -2011 уч. год также проект «Космос глазами детей», создание портфолио воспитанников «Я и мой мир!», 2011 – 2012 уч. год, в рамках проекта «Секреты здоровья» - мини-музейный комплекс «Смех продлевает жизнь», 2012 - 2013 уч. год. - проект : «Кто помогает сохранить планету?», проект : «Благодарное слово», проект : «Лето! Какого оно цвета?»- организация группового мини-музейного комплекса на открытом воздухе «По морям, по волнам». Проект «Мир на ладошке» победитель Международного конкурса «Инициативы -2010» Всероссийского научного и общественно-просветительского журнала «Инициативы ХХI века.)
Публикация «Проект „Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС средствами проектной деятельности“» размещена в разделах
- Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В 2012 году наша группа приняла активное участие в экологической акции «Умный взгляд на мусор», ежегодно участвуем в Акции «Всемирные дни наблюдений птиц».
Рассмотрим реализацию задач экологического образования дошкольников средствами проектной деятельности на примере образовательного проекта «Кто помогает сохранить планету?».
Проект является среднесрочным, рассчитан на реализацию в течение трех месяцев.
Цель: воспитывать бережное отношение к природе - источнику нашего здоровья. Повышение у родительского сообщества и воспитанников сознания значимости экологии для здоровья людей.
Задачи:
- Познакомить детей с памятниками природы Нижегородской области.
- Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Нижегородской области, пробуждать желание побывать в этих местах.
- Воспитывать основы гуманно - ценностного отношения детей к природе через создание красной книги Нижегородской области, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
- Формировать первичные представления о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы.
- Совершенствовать речь детей.
- Развивать познавательную активность, фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Хочется отметить, что все экспонаты изготовлены совместно воспитателем, родителями, детьми.
Разделы и экспонаты.
Перечень экспонатов:
1. «Красная книга Нижегородской области», созданная совместно с родителями представляет собой большую книгу форматом А-2, на каждой странице информация о животном: общие сведения, пища, дом, размножение, подборка сказок, стихотворений, басен, загадок, яркие иллюстрации.
«Заповедные места Нижегородской области» представлены в виде настенной карты с наклейками животных, обитающих в Нижегородском крае.
Образовательная задача экспонатов направлена на ознакомление детей с редкими и находящимися под угрозой исчезновения животными и растениями родного края.
Данные экспонаты привлекают особое внимание у гостей нашей группы. Так, например, слушатели курсов повышения квалификации ГБОУ ДПО НИРО для заведующих ДОУ Нижегородской области с неподдельным интересом рассматривали каждую страничку и дискуссировали на данную тему.
2.«Красная книга» - это иллюстрированный альбом, цель которого предоставить детям возможность познакомиться с редкими и исчезающими животными на всей планете Земля.
3. «Растения и животные Красной книги» - экологическая игра-книга (пазлы); модель земного шара-Глобус, на котором изображены сигналы бедствия - призыва о помощи и спасении природы планеты; Карта Российской Федерации с целью ознакомления детей с «больными» местами родной страны: о. Байкал, Аральское море, отмечены флажками «SO S».
Цель экспонатов: формировать знания о среде обитания животных (лес, луг, водоем) и климатических зонах (средняя полоса, пустыня, джунгли, Арктика, воспитывать стремление не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее.
4. «Детский экологический клуб «Ягодка» - календарь мероприятий, оформленный вместе с детьми; обсужденный с родителями на родительском собрании. «Календарь экологических дат» - материал для консультаций с родителями. Цель: Цель: вызвать заинтересованность детей и родителей в открытии и работе клуба. Раскрыть родителям реальные возможности в экологическом образовании их детей, приобщать родителей к совместной экологической деятельности.
5. Настольные макеты, созданные вместе с детьми; при изготовлении которых использован бросовый и природный материал: «Березовая роща»,
«Дубрава», «Ельник», «Смешанный лес», «Ледяная пустыня», «Пустыня»
Цель: расширять знания детей о разновидностях русских лесов, активизировать словарь; систематизировать знания детей о взаимосвязях и взаимодействии живых организмах в разных экосистемах.
6. Демонстрационный набор иллюстраций: «Деревья наших лесов», «Береги живое». Цель: закреплять знания о правилах поведения в природе.
7. «Этого НЕ следует делать с природой» - выставка семейного творчества (рисунки). Цель: формирование стремления к сохранению природных объектов ближайшего окружения.
8. Альбомы с творческими работами детей: «Дети - обществу», «Все дела, поступки наши, чтоб планета стала краше». Цель: формирование самосознания ребенка, стремление к позитивному образу «Я».
9.«Деревья-талисманы» - по астрологическим данным о каждом ребенке, созданный при помощи родителей.
Цель: расширять представления о взаимосвязях живых организмов.
10. Настенные панно «Кому нужны деревья в лесу», "Флора и Фауна - царицы живой природы». Цель: расширять представления о значимости деревьев для всех живых организмов леса.
11. Кроссворды: «Флора», «Фауна». Цель: мотивировать детей к исполнению логических заданий экологического содержания.
12. «Лесник - хозяин леса» - альбом. Цель: систематизировать первоначальные представления о леснике.
13.«Экологическая полиция» - элементы костюма: накидки, погоны, книжечки – удостоверения. Веточки березы, выращенные для посадки в землю 22 апреля в День Земли.
Цель: формировать потребность детей в созидательной деятельности, вовлечь детей в природоохранную деятельность.
14.«Лесной театр» - напольная ширма с декорацией леса, шапочки - маски
«лесные жители», накидки.
15. «Певец русского леса - И. И Шишкин», журнал с репродукциями картин.
16. Подбор художественной литературы: В. Бианки, М. Пришвин, детские журналы о животных, энциклопедии. Цель: формировать интерес к чтению литературы о животных.
17. «Орнитологическая азбука», «Экологическая азбука» - книга - раскраска (автор М. М. Ушакова). Цель: Познакомить с многообразием птиц.
18. Ширмы: «Лес и его обитатели», «Лес -наше богатство», «Как нужно беречь лес», «Вода в природе и в жизни человека».
19. Подборка музыкальных произведений. «Голоса животных и птиц».
20. Видеофильм «Приглашение в путешествие на байдарках по Керженскому заповеднику»(предоставлено из личного архива воспитателя)
Цель: пропаганда здорового образа жизни среди взрослых и детей.
21. «Что такое заповедник» информация о территории, охраняемой законом.
Цель: расширение экологических знаний среди детей и взрослых.
Моя педагогическая деятельность построена по принципу трехвекторного пространства: Педагог-родитель-ребенок, что даёт положительные результаты социального партнерства с родителями и высокие результаты в экологическом образовании детей.