Светлана Кирилюк
Обучение дошкольников грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
С точки зрения психологов ребёнок в возрасте 4-5 лет обладает особым чутьём к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятие с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.
Публикация «Обучение дошкольников грамоте» размещена в разделах
Неумение читать или медленное чтение является серьёзной проблемой при обучении ребёнка в школе. Кроме того, семилетнему ребёнку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов. В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двухсложных, а затем многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, е. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова – это самая важная и сложна задача, она является «ключом» к чтению.
Оказывается, что детям в возрасте 2 – 5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и «погрузить» ребёнка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам.
Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приё мы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры.
Дети постигают определённую систему закономерности родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные, согласные, сравнивают слова по звучанию, находят сходства и различия, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам. Позже дети научатся делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определённую ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.