Ольга Чередина
Обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению
в школе»
Воспитатель:
Чередина Ольга Николаевна
I квалификационной категории
Моршанск 2016г
Публикация «Обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Овладение родным языком – это важнейшее условие благополучия ребенка в социальном, интеллектуальном развитии; важнейшее условие для освоения детских видов деятельности, развития творчества.
Изменения системы Российского образования определены Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС). Одной из пяти образовательных областей стандарта является речевое развитие дошкольников.
В содержании образовательной области речевое развитие выделяются
Следующие направления развития речи детей:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпо-сылки к обучению грамоте.
Основное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте осуществляется во время организованной образовательной деятельности.
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
• формирование звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением всех звуков;
• формирование фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выде-лять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
( Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие).
Знакомство с неречевыми звуками.
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Развивается слуховое внимание.
• сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудочка-барабан);
• затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
• узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Чтобы сделать процесс овладения грамотой увлекательным и лёгким, опираемся на золотой принцип дошкольного образования : основная деятельность дошкольника - это игра.
Вот какие игры мы проводим
• «Услышишь – хлопни»;
• «Узнай, что звучит?»;
• «Где звучит колокольчик?»;
• «Покажи картинку»;
• «Громко – тихо»;
• «Кто сказал?».
Знакомство с речевыми звуками.
На этом этапе главное - формирование фонематических процессов. Вот как происходит знакомство с гласными звуками.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую те-лежку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем квадрат красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе учим детей слышать гласные звуки.
Например, найди звук [а]
• в ряду других звуков: а, у, и, о
• в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас
• в ряду слов: аист, усы, артист, осы
• в предложении: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали
Знакомство с согласными звуками.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.
Дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук - согласный.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.
Если горлышко звенит,
Значит звонкий звук бежит.
В данном случае звук [м]- звонкий (используем колокольчик). Для обозна-чения твё рдости или мягкости используются: орех – твёрдый, облачко – мягкий.
Практикуем индивидуальное повторение звука ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предложить детям сказать всем вместе, четко, но не громко.
После усвоения гласных, согласных звуков, переходим к заключительному этапу – звукобуквенный анализ
• определение порядка звуков в слове;
• выделение отдельных звуков
• различение звуков по их качеству: (гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие).
Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свой-ственное ему наглядно – образное мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. По ассоциации с предметами, дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно также предложить не-большие подсказки для запоминания образа буквы:
• Покатилось колесо, превратилось в букву О;
• У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;
• А – как лесенка стоит, начинает алфавит;
• Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;
• “Вот какая буква “Ц”
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка”.
Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
• Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине;
• Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнур-ков, верёвочек;
• Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;
• Вылепить из пластилина, теста.
На основном этапе работы, кроме наглядных и практических методов ис-пользуем и словесные методы, направленные на работу с художественным словом.
Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. В работе по развитию речи необходимо широко применять художественное слово, особенно произведения устного народного творчества. Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.
Таким образом, систематически используя на занятиях и вне их различные художественные произведения, мы одновременно формируем накопление словарного запаса. Овладение грамматическим оформлением речи во многом определяются развивающимся у ребенка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, их признаки, действия, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.
Очень важно обогащать речь ребенка сложными предложениями - они не характерны для разговорной речи, но необходимы для монологической. Такое обогащение способствует совершенствованию устной монологической речи, преодолению влияния конструкций разговорной речи на построение связного развернутого высказывания, усвоению литературных норм родного языка. Все это необходимо для дальнейшего полноценного развития, как устной речи детей, так и письменной.
Работа над предложением. В работе над обучением в составлении предложений, дошкольники учатся выделять последовательность звуков в простых словах, делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.
В ходе проводимой нами работы с детьми формируем умение составлять предложения (без грамматического определения); членение простых пред-ложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности; учатся делить двусложные и трехсложные слова с открытыми
слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части; составлять слова из слогов (устно); выделять последовательность звуков в простых словах.
Проводя работу по подготовке к обучению грамоте необходимо макси-мально учитывать интересы и потребности ребёнка, его возрастные особенности: мышление, речь, память, восприятие, а также не менее важным является приобретение ребенком умение слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы.
Знания, полученные дошкольниками в организованной образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте способствуют развитию разных сторон речи ребёнка, свободному общению со взрослыми и сверстниками и успешному обучению в школе.