Надия Ахмедьянова
Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей «Забава»
647000, г. Дудинка, ул. Островского д. 3,тел/факс (39191) 5–05–10, e-mail: zabawa00@mail.ru
ПРАКТИКУМ
Публикация «Практикум для педагогов „Обучение грамоте дошкольников, Звуковой анализ слов“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ»
(ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУП
П)
[/b]
Подготовила:
учитель-логопед
Ахмедьянова Н. М.
Дата проведения: 09.11.2017г.
Практикум для педагогов
«Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи: определить задачи в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов о методике проведения занятий по обучению детей грамоте.
План:
1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».
2. Компоненты процесса обучения грамоте.
3. Блиц – опрос по обучению грамоте.
4. Задачи по обучению грамоте. Показ презентации.
5. Основные термины по обучению грамоте.
6. Звуковой анализ слов.
7. Структура занятий по подготовке к обучению грамоте.
8. Викторина «Знатоки по грамоте»
1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».
Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Уже в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты,
излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только
значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение
письменной речью.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является
подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к
обучению грамоте
Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
2. Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц, шипящих (ш, ж, африкатов (ч, щ, соноров (л, р);
• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова.
3. Блиц-опрос по обучению грамоте.
Вопросы для обсуждения:
А) Что включает в себя речевое развитие по ФГОС ДО.
1. Овладенью речью как средством общения.
2. Обогащение активного словаря.
3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
5. Развитие речевого творчества.
6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Б) Что включает в себя развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха?
- развивать речевое дыхание и речевое внимание;
- формировать правильное звукопроизношение;
- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);
- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».
- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);
- познакомить со слоговой структурой слова;
-учить определять количество слогов в словах;
- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);
- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения, в правильной постановке ударения при произнесении слов.)
В)Перечислите упражнения по обучению грамоте.
-Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).
-Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).
-Упражнения в умении проводить слого-звуковой анализ слов.
-Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах.
-Познакомить с ударением.
-Упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.
Г) Какая индивидуальная работа ведётся для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, обучения основам грамоты. Индивидуальная работа:
-учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;
-учить подбирать картинки на заданный звук;
-учить различать на слух гласные и согласные звуки;
учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;
-учить находить место звука в слове;
-учить анализу и синтезу 1-2-3-сложных слов
-обучать печатанию букв, слогов, слов
Д) Основные направления работы по развитию речи детей в ДУЗ.
-Развитие словаря
-Воспитание звуковой культуры речи
-Формирование грамматического строя языка
-Развитие связной речи:
а) Диалогическая речь (разговорная)
б) Монологическая речь (рассказывание)
-Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове)
-Воспитание любви и интереса к художественному слову
4. Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте можно сформулировать следующим образом:
• знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
• знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
• знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
• научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
• научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, согласные, сопоставлять слова по звуковому составу;
• научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
• научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих. Среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков (букв) выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.
5. Основные термины по обучению грамоте и их характеристика. Демонстрация презентации.
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Какие звуки называются согласными?
- Что такое слог? (правило)
- Что такое предложение? (правило)
Отгадай шарады.
Первый слог — название ноты.
Второй слог — тоже название ноты.
Целое слово — овощ, растущий в стручках (фасоль)
Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз.
А в целом я — материя
И на костюм гожусь.
(сук-но)
Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они. (Буквы)
Мой первый слог - предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
(«За-дача».)
Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(«Кар-тина».)
Мое начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали,
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали.
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким.
(«С-порт».)
Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта,
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(«Я-блок-о».)
Мой первый слог - бумаг большая стопка.
Японцы из второго гонят водку.
А в целом - дерева стройнее
Не знает ни одна аллея.
(«Кипа-рис».)
6. Звуковой анализ слова.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т. д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
Последовательности предъявления слов для звукового анализа:
слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
2. Произнеси слово по слогам
3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
6. Третий звук и т. д.
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько слогов?
- сколько согласных?
7. Мини викторина.
- Чем отличается согласный звук от гласного?
- Чем отличается звук от буквы?
- Изобразите руками буквы С, Х, У, Р
- Поделите слово парикмахерская на слоги.
- Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
- Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.
- Выполнить звуковой анализ слова чашка и подобрать другие слова по данной схеме.