Лучший педагог года

Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»

Надия Ахмедьянова
Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей «Забава»

647000, г. Дудинка, ул. Островского д. 3,тел/факс (39191) 5–05–10, e-mail: zabawa00@mail.ru

ПРАКТИКУМ

Публикация «Практикум для педагогов „Обучение грамоте дошкольников, Звуковой анализ слов“» размещена в разделах

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ»

(ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУП

П)

[/b]

Подготовила:

учитель-логопед

Ахмедьянова Н. М.

Дата проведения: 09.11.2017г.

Практикум для педагогов

«Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи: определить задачи в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов о методике проведения занятий по обучению детей грамоте.

План:

1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».

2. Компоненты процесса обучения грамоте.

3. Блиц – опрос по обучению грамоте.

4. Задачи по обучению грамоте. Показ презентации.

5. Основные термины по обучению грамоте.

6. Звуковой анализ слов.

7. Структура занятий по подготовке к обучению грамоте.

8. Викторина «Знатоки по грамоте»

1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».

Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Уже в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты,

излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только

значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение

письменной речью.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является

подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к

обучению грамоте

Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

2. Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц, шипящих (ш, ж, африкатов (ч, щ, соноров (л, р);

• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова.

3. Блиц-опрос по обучению грамоте.

Вопросы для обсуждения:

А) Что включает в себя речевое развитие по ФГОС ДО.

1. Овладенью речью как средством общения.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

5. Развитие речевого творчества.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Б) Что включает в себя развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха?

- развивать речевое дыхание и речевое внимание;

- формировать правильное звукопроизношение;

- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);

- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».

- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);

- познакомить со слоговой структурой слова;

-учить определять количество слогов в словах;

- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения, в правильной постановке ударения при произнесении слов.)

В)Перечислите упражнения по обучению грамоте.

-Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).

-Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).

-Упражнения в умении проводить слого-звуковой анализ слов.

-Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах.

-Познакомить с ударением.

-Упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

Г) Какая индивидуальная работа ведётся для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, обучения основам грамоты. Индивидуальная работа:

-учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;

-учить подбирать картинки на заданный звук;

-учить различать на слух гласные и согласные звуки;

учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

-учить находить место звука в слове;

-учить анализу и синтезу 1-2-3-сложных слов

-обучать печатанию букв, слогов, слов

Д) Основные направления работы по развитию речи детей в ДУЗ.

-Развитие словаря

-Воспитание звуковой культуры речи

-Формирование грамматического строя языка

-Развитие связной речи:

а) Диалогическая речь (разговорная)

б) Монологическая речь (рассказывание)

-Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове)

-Воспитание любви и интереса к художественному слову

4. Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте можно сформулировать следующим образом:

• знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

• знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

• знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

• научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

• научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, согласные, сопоставлять слова по звуковому составу;

• научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

• научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих. Среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков (букв) выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

5. Основные термины по обучению грамоте и их характеристика. Демонстрация презентации.

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Какие звуки называются согласными?

- Что такое слог? (правило)

- Что такое предложение? (правило)

Отгадай шарады.

Первый слог — название ноты.

Второй слог — тоже название ноты.

Целое слово — овощ, растущий в стручках (фасоль)

Мой первый слог — на дереве,

Второй мой слог — союз.

А в целом я — материя

И на костюм гожусь.

(сук-но)

Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Буквы)

Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(«За-дача».)

Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(«Кар-тина».)

Мое начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали,

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.

(«С-порт».)

Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта,

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(«Я-блок-о».)

Мой первый слог - бумаг большая стопка.

Японцы из второго гонят водку.

А в целом - дерева стройнее

Не знает ни одна аллея.

(«Кипа-рис».)

6. Звуковой анализ слова.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т. д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т. д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов?

- сколько согласных?

7. Мини викторина.

- Чем отличается согласный звук от гласного?

- Чем отличается звук от буквы?

- Изобразите руками буквы С, Х, У, Р

- Поделите слово парикмахерская на слоги.

- Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

- Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.

- Выполнить звуковой анализ слова чашка и подобрать другие слова по данной схеме.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте «Согласные и гласные звуки. Звуковой анализ» в старшей группе Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе. Программное содержание: - согласные и гласные звуки; - деление слов на слоги;.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе по обучению грамоте. Звуковой анализ слова «роза» Конспект интегрированной НОД в старшей группе по обучению грамоте. Звуковой анализ слова «Роза». Рисование нетрадиционным методом. Цели:.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ и словоизменение» в подготовительной группе АВТОР: Козлова Н. В. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, давать полную характеристику каждому звуку.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуко-буквенный анализ и синтез слов» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуко-буквенный анализ и синтез слова Подготовила: учитель-логопед.

Конспект НООД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «слон» Цель: Создать условия по овладению первоначальными основами грамоты. Задачи: Закрепить умение производить З. А. С., различать гласные, твердые.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «Весна» в старшей группе .

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект игровой деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «кит» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» пгт. Мостовской муниципального образования Мостовский.

Семинар-практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников» Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ребёнка, в частности речевого развития. Важность речевого развития подчёркивают.

Звуковой анализ слов. Рекомендации для родителей Звуковой анализ слов. Рекомендации для родителей Уважаемые родители! Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»
Опубликовано: 19 октября 2019 в 07:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»» (включая файлы) размещена пользователем Надия Ахмедьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД