Ирина Панакушина
Обучение чтению с помощью кубиков Н. А. Зайцева
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление "Обучение чтению с помощью кубиков Н. А. Зайцева"
2слайд:
Особенность этих кубиков заключается в том, что это первая в России игровая методика обучения детей чтению. До Зайцева все только учили детей: это были книжки, карточки, картинки. Но все они были основаны на том, что ребенок должен осознать желание читать, учиться, садиться и т. д. Зная, как дети любят игры, автор при создании своей методики взял за основу именно обычные детские кубики. Кубики Зайцева построены по принципу складового чтения и пения.
Публикация «Обучение чтению с помощью кубиков Н, А, Зайцева» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Методика и кубики Зайцева Н.А.
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
3слайд:
Однако они совсем не похожи на привычные нам. На каждой из их граней изображены склады. (показ)
Что они представляют собой? Кубики трех цветов :
Кубики золотистого цвета с гласными буквами. В методике Зайцева они имеют название «золотые».
Серые кубики – склады со звонким звучанием. Так называемые «железные» кубики.
Коричневые кубики – глухой склад, «деревянные» кубики.
Так же кубики имеют два размера (маленькие и большие)
Большие – для твердых согласных
Маленьекие – мягких согласных
4слайд:.
Чтение по кубикам Зайцева развивает и тактильные ощущения детей, музыкальные способности, способствует развитию органов слуха.
Чтобы этого добиться, к каждому виду добавлено определенное содержимое.
Они не пустотелые, как привычные кубики. Благодаря своему содержимому, они имеют определенное звучание.
Железные кубики наполнены железками, а деревянные соответственно деревяшками. (показ)
5слайд:
Так же к пособию прилагаются таблицы с изображением складов, которые дети пропевают под музыкальное сопровождение. У Зайцева кубики и таблицы распеваются на 35 популярных, в основном народных, мелодий под аккомпанемент баяна и балалайки. Ритмичное проговаривание, а еще лучше пропевание с музыкальным сопровождением - мощное средство воздействия на память. При работе с таблциамииспольуется длинная указка, чтобы дети зрительно могли следить, какие склады пропеваются или проговариваются. Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает еще и "память тела" : сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, - во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами в три полки, чтобы на них составлять слова из кубиков.
Ребенок стоит лицом к таблице. Взрослый находится справа от нее, держит в правой руке длинную указку. «Смотри, это таблица. На ней тоже есть песенки, такие же, как на кубиках. Я тебе спою эти песенки, а ты внимательно смотри на кончик указки, слушай и подпевай, если хочешь». Убедитесь, что ребенок внимательно смотрит на кончик указки, вы медленно подносите ее к большому золотому кубику : «Это большой золотой: УОАЭЫ». Пойте на мотив гаммы (от верхней ноты к нижней, указка при этом движется вниз не очень быстро.
А еще все песенки отличаются интонационно: большие поются более низким голосом, маленькие – более высоким. Этот прием позволяет развить координированную работу анализаторов: слухового, зрительного, двигательного, а также помогает малышу переключать внимание с одного на другое.
Обычно ребенку очень хочется попробовать самому петь по таблице. Всячески побуждайте его к этому! Сначала пойте вместе – вы и ребенок. Малыш стоит на стульчике с указкой, а вы сбоку, чуть обняв малыша, рукой обхватываете его ручку. Чуть позже, когда ребенок освоит это упражнение, он с удовольствием будет пропевать песенки самостоятельно.
Таблицу лучше пропевать целиком на каждом занятии, но если малыш очень устает, ее лучше дробить по частям. Главная задача – не потерять интерес ребенка к новой деятельности. Этого можно добиться, если он сам будет выбирать, какую песенку сейчас спеть, с какой сегодня начать
Как петь по кубикам?
Лицо взрослого находится на одном уровне с лицом ребенка. Держить кубик двумя руками справа от рта. Пропеваемая сторона кубика обращена к ребенку, то есть ребенок видит одновременно и склад на кубике, и рот взрослого: что делают губы, как работает язык. Это важно для малышей, которые еще плохо, невнятно говорят.
Пропевать кубик надо медленно, несколько утрированно. Это упражнение косвенно помогает при постановке звуков. Уже с первого кубика у детишек автоматически начинают двигаться губки – они повторяют услышанное. Особое внимание уделяйть взгляду ребенка, который должен быть направлен только на взрослого.
Увидев, как спели взрослые несколько кубиков «по его заказу», малыш пытается сделать это сам. Пропеваемый склад направлен на него, то есть ребенок смотрит на пропеваемый склад. На заказ можно не только «петь кубик», но и читать выбранный малышом склад на нем. Ему надо просто ткнуть пальчиком в понравившуюся сторону, а мама с готовностью его прочитает, повернув к ребенку.
6слайд:
Достоинство данной методики заключается в том, что она легко применяется, как для детей младшего дошкольного, так и старшего дошкольного возраста. Так же ее можно использовать для младших школьников. Может использоваться в семье, детском саду и школе.
Методика дает хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.
Буквы на кубиках Зайцева и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, - важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения.
• появляются навыки грамотного письма,
• речь становится чище и отчетливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
• быстро расширяется словарный запас,
• формируется логическое мышление,
• развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.
7слайд:
Автор методики рекомендует не перегружать ребенка занятиями. Весь процесс обучения должен быть построен в форме игры.
Продолжительность одного занятия - не больше получаса. Во время занятий дети не сидят за партами, как в школе. Они бегают, прыгают, танцуют, лежат, играют. Благодаря свободе действий игра им не надоедает.
А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. А для начала мы споем склады (вернуться к 5 слайду) Первая игра для детей 2-3 лет для развития фонематического слуха «Погремим – позвеним» .
Ребенку показываем кубик железный и деревянный и просим запомнить, как они звучат. Даем малышу самому погреметь и позвенеть кубиками. Затем просим ребенка закрыть глаза или отвернуться и угадать, какой кубик звучит.
Следующая игра для малышей «Домики для кубиков». Предлагаем ребенку поселить кубики в разные домики. Это могут быть домики для маленьких и больших кубиков, или для жедезных и деревянных.
Следующая игра для детей 3-4 лет. Я приглашаю 4 добровольцев.
Игра «Паровоз»
Сейчас мы с вами построим паровоз. Для этого на полку поставим локомотив (большой золотой кубик с буквой А) (для первого занятия). Все вагоны в паровозике будут с буквой А (показываю на первом кубике (на любом большом, как надо находить сторону с буквой А). Поставьте его рядом с локомотивом. Буква А бывает только на больших кубиках. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все «вагончики» надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т. д. После этого ребенку вручается билет на паровоз.
Игра «Смешные слова»
Предлагаю вам написать любые слова. Например, слово «стул». Для этого мы используем доску, на которой рисуем склады, из которых состоит слово. А вы ищите нужные кубики исоставляйте это слово.
В процессе работы ненавязчиво напомните, как надо ставить кубики : слева направо, рядышком, «на ножки, а не на голову». Затем дети отворачиваются, а взрослый меняет кубики местами. Дети пытаются прочитать, что получилось и исправить правильно.
Игры для детей 4 -6 лет
Игра «Братики»
-У всех кубиков есть братики : у больших – маленькие, младшие, а у младших – большие, старшие. Видите, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давайте найдем старших и младших братиков и поставим их вместе». Беру первый кубик (СЮ СЕ СЯ СИ СЬ, ставлю на полку стороной СЯ и прошу найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С и т. д.
Игра «Задуманное слово»
Загадочным тоном сообщите малышу, что вы придумали одно интересное словечко, а какое – не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память.
Если кубик ни как не находится, называете его полную характеристику: «Это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С» и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что вы же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.