Баграева Лариса Казбековна
Консультация для родителей «Обучение чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы ребенок начал читать, необходимо сформировать определенные психо-физиологические механизмы, которые будут обеспечивать процесс чтения. Этот процесс начинается с узнавания 1-2 букв и произношения вслух обозначаемых ими звуков, слышания и запоминания прочитанного. Затем узнаются, прочитываются и запоминаются следующие буквы до конца слова. Получившиеся звуковые комплексы мысленно соединяются и соотносятся с известными ребенку словами – слово «узнается» и понимается читающим. Как видим, при чтении задействованы механизмы зрительного восприятия, памяти, других видов речевой деятельности (говорения и слушания, которые связываются и переплетаются друг с другом. Следовательно, если вы хотите помочь своему ребенку научиться полноценно читать, вам следует начинать с обогащения его словаря, формирования основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, развития слуховой и зрительной памяти и артикуляционного аппарата, а затем уже приступать к изучению букв и правил чтения.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение чтению“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Современный метод обучения грамоте, обоснованный и разработанный еще К. Д. Ушинским, предлагает именно такой путь и поэтому является наиболее удачным и эффективным при обучении чтению и письму. Все буквари и азбуки для массовой школы основаны на этом методе и на сегодняшний день остаются единственными пособиями, действительно позволяющими научить ребенка чтению. Суть метода заключается в следующем:
1. Обучение грамоте начинается с работы со звуком. Ребенок дол-жен понять, что наша речь, слова, которые мы говорим и слышим, - это наборы звуков, за которыми закреплены определенные значения. Упражнения в анализе и синтезе звучащей речи помогают научить слышать и выделять определенные звуки в словах, определять их последовательность, составлять новые слова из уже имеющихся звуков и «записывать» их с помощью схем. Практически все виды упражнений со звуками позволяют поработать и над дикцией, и над формированием связей между речедвигательными и слуховыми механизмами. В это же время идет активное развитие устной речи: знакомство с новыми словами, уточнения значения уже известных слов и их сочетаний, устранение просторечных слов и оборотов, совершенствование умения рассказывать, пересказывать, описывать. Параллельно осуществляется работа по развитию логического мышления. Ребенок учится наблюдать, сравнивать, разделять на группы, обобщать, находить закономерности и выявлять причинно-следственные связи. От того, насколько качественно проведена работа на этом этапе, зависит успех не только обучения грамоте, но и дальнейшего обучения в целом.
2. После того как ребенок прочно усвоит знания о звуках и научится манипулировать ими, начинается знакомство с гласными буквами (А, О, У, Ы, И, Э). Особенность этих букв заключается в том, что они читаются так, как называются, то есть для того чтобы прочитать такую букву, нужно просто ее назвать. Поскольку со звуками этих букв дети часто работали на предыдущем этапе, теперь основное внимание уделяется букве как специальному знаку, принятому для записи соответствующего звука. Там, где раньше ребенок просто начертил бы на схеме красный квадратик или треугольник, обозначающий любой гласный звук, теперь он напишет нужную букву. Дети узнают, что буквы существуют для записи звуков, что бывают печатные и письменные, заглавные и строчные, знакомятся с правилом об употреблении заглавной буквы в начале предложения и в именах. Продолжается работа по развитию речи, мышления, кругозора.
3. Этап собственно чтения начинается со знакомства с буквами, обозначающими согласные звуки. Здесь все уже не так просто, как на предыдущем этапе, потому что почти все согласные буквы на русском языке могут читаться двояко: например, буква В может обозначать и твердый (В) и мягкий (В’) звуки в зависимости от того, какая буква стоит за ней. Названия букв уже не совпадают с обозначаемыми звуками: буква называется «эм», а читается (М’) или (М). Все это ребенок должен понять и хорошо запомнить. Основное правило заключается в следующем: перед гласными А, О, У, Ы, Э согласную букву нужно читать твердо, а перед И, Е, Ё, Ю, Я и Ь – мягко. Правило это вводится постепенно, и так же постепенно отрабатывается. Тексты в букварях составлены так, чтобы в них были только изученные буквы и только в изученных позициях. Минимальной единицей чтения является не буква, а открытый слог: согласная + гласная. Ему-то и следует уделять самое пристальное внимание. Объяснив правила чтения согласных, нужно довести их исполнение до автоматизма. Это лучше всего сделать, опираясь не на бук-варную страничку, а на специально составленную слоговую таблицу. (Таб-лица прилагается).
Добиваясь автоматизма, необходимо предлагать ребенку прочитать слоги в столбцах таблицы сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа налево, вразбивку, в произвольном порядке. Увеличивайте темп. Предложите ребенку поиграть: быстро двигая полоску бумаги или ли-нейку по читаемому столбцу сверху вниз или слева направо, вы будете закрывать слоги, а он должен успевать их прочесть.
Однако правила чтения открытого слога не исчерпывают правил русской графики. Ребенок должен еще узнать правила чтения йотированных букв (Е, Ё, Ю, Я, которые в начале слова и после гласных читаются так, как называются (ЙЕ, ЙО, ЙУ, ЙА, а после согласных обозначают их мягкость и 1 гласный звук (Э, О, У, А). Затем изучаются Ь как показатель мягкости согласной и разделительный Ъ и Ь. Если ваш ребенок не понял эти правила на уроке, объяснить их несложно. Если после согласной буквы стоит другая согласная или вообще нет других букв, она считается как твердый звук (раньше ставился рядом Ъ) : моСТ, ноС. Но ведь есть немало слов с одиночными мягкими звуками: коНЬки, лоСЬ. Чтобы записать и прочитать такие слова, нужно знать букву Ь, которая никакого звука не обозначает, а лишь указывает, как читать предшествующую согласную. Само по себе это правило затруднений не вызывает, но на письме дети часто забываю ставить Ь, поэтому целе-сообразно дома поупражнять ребенка в записи подобных слов. Полезно давать слова парами (УГОЛУГОЛЬ, МЕЛМЕЛЬ, ХОРХОРЬ, ПЕН-КИПЕНЬКИ) и обращать внимание ребенка на то, что слова, отличающиеся одним звуком, имеют совершенно разное значение и, если при записи пропустить Ь, мысль пишущего будет непонятна. Не стоит предлагать для анализа и записи слова, в которых написание и произношение расходятся. ( Например: КОСТЯ, ПЕСНЯ, СНЕЖОК. Не зная орфографического правила, ребенок обязательно напишет: КОСТЬЯ, ПЕСЬНЯ, СЬНЕЖОК и будет прав, потому что с точки зрения звучания слова и известных ему правил записи Ь здесь необходим. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки на этом этапе обучения грамоте, вы должны радоваться тому, что у него хорошо развит фонематический слух и прочно усвоено правило о Ь как о показателе мягкости согласных.) Не торопитесь обрушивать на ребенка все многочисленные и противоречивые правила русской орфографии всему свое время. Не забывайте, что он находится еще в самом начале пути.
Что касается правила о разделительных Ъ и Ь, то оно в период обучения грамоте сводится к следующему: каждый из этих знаков выполняет двойную работу разделяет согласную и йотированную буквы (то есть отменяет правило чтения йотированных после согласных) и указывает, как читать согласную. Например, сочетание ЛЮ мы должны читать по правилу о йотированных буквах: согласный мягкий Л и звук У. Но если между ними стоит Ь, правило отменяется, и мы читаем ЛЬ как мягкий звук и букву Ю как отдельно стоящую (ЙУ). Аналогично в слове СЪЕЛ Ъ показывает, что согласную читаем твердо, а йотированную как два звука. При отработке этого правила дома полезно упражнять детей не только в чтении слов с разделительными Ъ и Ь, но и в их записи. Лучше давать слова или слоги парами: ЛЮ ЛЬЮ, ВИ ВЬИ, ТЯ ТЬЯ, каждый раз оговаривая нужен ли разделительный Ь или нет. Хорошо если ребенок вспомнит и назовет слова, в которых встречается записанный слог. Например: ЛЮ люстра, полю; ЛЬЮ полью; ВИ лови, Вика; ВЬИ соловьи; ТЯ тянет; ТЬЯ листья, платья. Аналогично с Ъ: ВЕ ветер, веревка; ВЪЕ въезд; ДЕ дерево; ДЬЕ подъезд; СЕ серый. СЪЕ съел. Легко заметить, что слов с разделительным Ъ значительно меньше, поэтому ребенок может их легко запомнить. Если видите, что разница между слогами с разделительными Ъ и Ь и без них усвоена доста-точно хорошо, попробуйте записать слоги с Ъ и Ь, перемежая их: ВЬИ, ВЪЕ, СЪЕ, СЬЕ, ЛЬЕ, ДЪЕ. Задание ребенку записать слоги, ставя либо Ъ, либо Ь. при диктовке обязательно подчеркивайте произношением твердость или мягкость согласного. Включите один слог, для записи которого не требуется ни Ъ ни Ь, например СЕ, и посмотрите, как будет реагировать ребенок. Если он задумается и обнаружит подвох (вы ведь нацелили его только на выбор между Ъ и Ь, можете считать свою задачу полностью выполненной и на этом закончить работу над данным правилом.
Вне зависимости от того, читающим или нечитающим пришел ваш ребенок в школу, знания о соотношении звуков и букв в русской графике являются для него новыми и подлежащими усвоению. К концу изучения букваря он должен хорошо знать, что такое звук и буква, уметь правильно произносить звуки и называть буквы, выучить алфавит и читать плавно по слогам, понимая прочитанное, соблюдая интонацию конца предложения, делая паузы на запятых, двоеточии и тире. Кроме того, ребенок должен знать, что означают восклицательный знак (предложение должно быть прочитано с большим чувством) и знак вопроса (нужно читать с вопросительной интонацией, повышая голос в конце предложения).
После того как ребенок усвоил правила чтения букв, начинается работа по совершенствованию техники чтения. В период начального обучения эта работа проводится на уроках классного и внеклассного чтения. Однако без помощи родителей и без тренировок дома навык чтения формируется плохо и медленно. заметим и то. что полноценный навык чтения не исчерпывается скоростью, а предполагает наличие еще трех качеств: правильности, сознательности и выразительности. К сожалению, и учителя, и родители иногда об этом забывают, направляя всю свою педагогическую энергию на борьбу за «количество слов, прочитанных за 1 минуту».
Давайте начнем с наиболее важного качества чтения с сознательно-сти. Сознательность чтения предполагает понимание прочитанного, причем на первых порах это лишь понимание предметно-фактической стороны (буквальное понимание, а затем уже и подтекста, метафор, авторского отношения, иронии, юмора, общей идеи. Сознательность чтения на уровне слова проявляется в его «узнавании». Мы уже говорили о том, что звучание слова, прочитанного начинающим чтецом, сильно отличается от его обычного звучания, поэтому нередко ребенок прибегает к повтору: «Ко-ш кош-ка. Кошка!» А иногда не получается и этого, потому что части слова читались так долго и были так оторваны во времени друг от друга, что оперативная память не сумела их сохранить и соединить. В последнем случае нужно наращивать скорость чтения, используя слоговую таблицу, а для устранения ненужного повтора можно использовать упражнение, рекомендуемое Ш. А. Амонашвили. Это по сути своей слуховое упражнение, при котором взрослый просит ребенка узнать и назвать слово, произнесенное медленно и растянуто, в темпе начинающего чтеца. Слова можно произносить плавно, по слогам или по слияниям и причитываниям (кош-ка или ко-ш-ка). Если применять это упражнение в период обучения чтению, то целесообразно произносить слова орфографически (то есть так, как они пишутся и как ребенок прочитал бы их).
Сознательность чтения на уровне предложения и текста проверяется с помощью вопросов: «О ком ты прочитал? Как зовут мальчиков? Куда они отправились?»
Мешать пониманию прочитанного может не только низкая скорость чтения, но и его неправильность, то есть искаженное воспроизведение написанного. дети довольно часто пытаются не читать, а угадывать слова по двум-трем буквам, не дочитывают окончания, меняют формы слов, что, естественно, создает проблемы с пониманием прочитанного. Так же связаны между собой сознательность и выразительность чтения. Если ребенок не соблюдает паузы при чтении, не отделяет одно предложение от другого, ему крайне затруднительно разобраться в содержании, поскольку при таком способе чтения связи между отдельными словами, словосочетаниями и предложениями безнадежно теряются. С другой стороны, если ребенок понимает каждое прочитанное им слово, в своем сознании соединяет его с предыдущими, ему легче следить за развитием мысли и соблюдать необходимые паузы и интонацию. Таким образом, сознательность и выразительность не могут существовать друг без друга: соблюдение знаков препинания помогает правильно расставить логические ударения и разобраться в содержании мысли, а понимание содержания, в свою очередь, повышает выразительность чтения.
Из всего вышесказанного вытекают важные выводы, касающиеся со-вершенствования навыка чтения в домашних условиях.
Нужно стремиться как можно раньше научить ребенка читать плавно, по слогам или целыми словами. Для достижения этой цели следует использовать упражнения со слоговой таблицей. Помимо уже названных видов работы, полезно читать слоги из таблицы так, чтобы из них складывались слова: «А сейчас соберем из слогов слово. Читайте по указке СА-НИ. Что получилось? (САНИ.) А теперь? КО-НИ, НИ-НА, НА-ТА-ША и т. д.» Если задействовать и отдельные буквы, имеющиеся в вертикальных и горизонтальных строках таблицы, можно таким образом составлять небольшие предложения, например: У НИНЫ НОТЫ. У НИКИТЫ КОТ.» Вопрос «Что получилось?» в этом случае задавайте в самом конце, а не после каждого слова.
В книге С. Н. Лысенковой «Когда легко учиться» учителям предлагается сделать набор наиболее часто встречающихся слогов, состоящих из 3-4 букв, таких как ТРА, СТРА, ВРА, СТРО, ПРЕ, СТРЕ и т. п. Эти слоги предлагается читать на скорость в качестве своеобразной зарядки. При регулярном применении быстро заучивают их и легко узнают в процессе чтения слов. Хотелось лишь добавить, что такое «спортивное» чтение бессмысленных слов целесообразно дополнять договариванием их до целых слов. Пусть, прочитав такой «сложный» слог, дети вспомнят и назовут слова, в которых он встречается.
В букваре В. Г. Горецкого после чтение слогов с изученной буквой даются слова, разделенные на части специальными пометами. Первый раз ребенок читает слово по слияниям и причитываниям, затем, по слогам, а третий раз все слово сразу. Такое упражнение можно использовать и дома. Сначала с помощью карандашных помет разделите слова на такие части, которые посильны для вашего ребенка, а затем уберите их и попросите читать слова целиком. Например, первичное чтение КОТ, ОКУНИ, НИКИТА.
Вообще многократное перечитывание самое простое и эффективное упражнение для наращивания скорости чтения, однако оно имеет существенный недостаток быстро надоедает детям. Поэтому делайте перерывы или используйте разные задания. Например, напишите слова в столбик и читайте вразброс или закрывайте их полоской бумаги (линейкой, как вы это делали при работе со слоговой таблицей, выпишите каждое слово на отдельную полоску бумаги и вынимайте по одной пусть ребенок читает, но сразу все слово (не по слогам).