Гурина Ирина
Мастер-класс «Обучение чтению дошкольников с использованием методов системы М. Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и закрепить знания участников мастер-класса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на логопедических занятиях и познакомить со способами обучения чтению дошкольников с использованием методов системы М. Монтессори.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Публикация «Мастер-класс „Обучение чтению дошкольников с использованием методов системы М, Монтессори“» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2018
2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию на логопедических занятиях.
3. Раскрыть педагогам особенности системы М. Монтессори и показать значение данной методики в подготовке дошкольников к письму и обучении их чтению.
3. Познакомить с комплексами основных игр-упражнений.
Участники мастер-класса : воспитатели, учитель-логопед (ведущий мастер-класса).
Продолжительность: 25-30 минут.
Информационно - техническое обеспечение: презентация "Обучение чтению дошкольников с использованием методов системы М. Монтессори", буклет "Учим читать ребят-дошколят!".
Оборудование: столы, стулья на каждого участника семинара, наборы "шершавых букв", мягких букв, шнурки, макаронные изделия, манка на подносах, компьютер, буклеты.
Предварительная подготовка
1. Подбор и изучение литературы по теме мастер-класса.
2. Оформление презентации: "Обучение чтению дошкольников с использованием методов системы М. Монтессори",
3. Разработка буклета "Учим читать ребят-дошколят!".
Ход:
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что пришли на наше мероприятие. Я очень рада Вас видеть!
Предлагаю вам представиться - назвать своё имя отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени отчества. Логопед называет своё имя отчество: "Меня зовут Ирина Алексеевна. - Я искренняя и активная!". Воспитатели представляются друг другу.
Логопед: - Очень приятно познакомиться с вами!
2. Выступление учителя-логопеда и демонстрация презентации "Обучение чтению дошкольников с использованием методов системы М. Монтессори"
2.1. Как устроена "Методика М. Монтессори".
На сегодняшний день существует огромный выбор методик обучения и воспитания детей, которые значительно отличаются друг от друга. Некоторые авторы считают, что учить чтению необходимо с рождения, другие советуют не торопиться до семи лет. Кто-то делает основной упор на физическом развитии, а кто-то – на интеллектуальном или творческом.
При работе с детьми, имеющими нарушения речи, особое внимание уделяется подготовке к чтению и письму, так эти дети находятся в группе риска по возникновению дисграфии и дислексии. Особенно важным это становится при коррекции общего недоразвития речи.
Общее недоразвитие речи представляет собой сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи, при нормальном слухе и интеллекте.
У дошкольников 5 – 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, отмечается следующее:
• недостаточно развита координация движений;
• плохо развита мелкая моторика пальцев рук;
• недостаточен уровень развития зрительно-пространственных представлений;
• недостаточно развиты графические способности и другое.
Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием можно отметить низкий уровень готовности к овладению письмом.
Педагогика Марии Монтессори, пожалуй, самая распространенная образовательная методика.
Эту итальянскую фамилию я услышал несколько лет назад,
Когда я начал разбираться кто такая Мария Монтессори, и что такого выдающегося в ее методике, то узнал про нее много интересного.
Выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист Мария Монтессори (1870 -1952) снискала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей. Она была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и стала одной из первых женщиной - доктором. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию, а ЮНЕСКО признало ее методику обучения детей одной из самых выдающихся. Она создала медико - педагогический институт для детей с ограниченными возможностями здоровья. На родине за заслуги ее портрет поместили на купюру в 1000 итальянских лир, которая вышла из обращения с введением евро.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека.
Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори.
Она считала, что к обучению чтению дети готовы не ранее 4,5 лет. Но это относительная величина. Проявить интерес малыш к буквам может и в три года (если зоны головного мозга сформировались для этого) и в пять лет, или не проявить его до самой школы (если есть задержка развития или другие особенности).
Письмо и чтение по словам М. Монтессори стоят близко друг к другу, но это два разных процесса. Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Руки детей с малых лет привыкают ощупывать предметы и благодаря этому приобретают точные движения, глаза получают способность находить сходство предметов с их изображением, ухо воспитывается в восприятии ясно и точно произносимых слов.
2.1. Этапы освоения чтения по Монтессори.
1. Штрихуем и обводим
Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого монтессори-педагоги советуют заняться штриховками и обводками.
Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок, наконец, возьмет карандаш, или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети – и самые маленькие, и постарше - отдаются подолгу с самым горячим увлечением.
2. Ощупываем буквы
На ощупь дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.
3. Составляем слова
Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.
4. Пишем слова
Наконец приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда эти навыки станут для них легким делом; тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие подолгу рисуют буквы всего алфавита, одну за другой, или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению М. Монтессори, рождается мания письма.
5. Читаем
Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, дети переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.
6. Читаем – играем
В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
Но у каждой игры есть свои правила. Постараемся их соблюдать.
7. Играем: с чего начать и чем закончить
Любая игра-упражнение начинается с презентации. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать. Например: «Это шершавые буквы. Мы будем обводить их пальчиком и называть».
Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия.
А заканчивается игра уборкой. Покажите ребёнку, как собрать буквы в коробку, положить на место книжки и картинки.
Помните: порядок – это обязательный элемент в системе Монтессори, и не стоит его игнорировать.
Патриотическое воспитание дошкольников.
Содержание программы по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушениями речи разрабатывалось с опорой на комплексный подход к проблеме патриотического воспитания и реализовывалось как:
а) логопедическая коррекция на фронтальных занятиях по лексическим темам патриотической направленности;
б) проведение в группе занятий воспитателем по тематическому плану работы патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи;
в) проведение музыкальным руководителем тематических утренников патриотической направленности, элементов логоритмики;
г) включение инструктором по физвоспитанию в свои занятия элементов по развитию общей моторики, подвижности, ориентировке в пространстве игровых упражнений с речевым сопровождением по заданной лексической теме.
Тема «Детский сад» : на логопедических занятиях учитель- логопед активизирует предметный словарь детей, используя названия профессий сотрудников, работающих в детском саду, глагольный словарь, используя глаголы «заниматься», «лепить», «рисовать», «вырезать», «слушать». Дети составляли рассказ на тему «День в детском саду».
На занятиях, проводимых воспитателем, дети рисуют «Мой любимый детский сад», беседуют о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Музыкальный работник на своем занятии разучивает с детьми песню о детском саде.
Все это способствовало формированию и обретению у детей любви и привязанности к детскому саду, воспитания уважения к труду.
Развитие у дошкольников патриотических чувств и любви к городу, в котором они живут, воспитание бережного отношения к истории Тюмени, к ее культурному наследию отрабатывались на занятиях, посвященных теме "Тюмень - город, где я живу"
Воспитание гражданско-патриотических чувств происходит на занятиях по темам, посвященным защитникам Отечества, "Восьмое марта". Занятия по темам "Этот День Победы" формирует чувство уважения к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны, дополняет у детей элементарные представления об истории Отечества.
Благодатную почву дают занятия на тему “ Семья”.
Существует много пальчиковых игр про семью: все вы прекрасно знаете игру "Этот пальчик – дедушка…" и др. Можно проводить как простые пальчиковые игры, так и с использованием пальчикового театра, рисовать на пальчиках забавные рожицы, использовать перчатки.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Моя семья».
Как у нас семья большая хлопаем в ладоши
Да весё лая:
Два у лавки стоят, (загибаем пальчики одновременно на двух руках)
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны объедаются,
Две Дашки у кашки питаются,
Две Ульяны в люльке качаются,
Одна Маша не наша, (разводим руки в стороны и пожимаем плечами)
Да и та хороша.
Мимические упражнения: например-изобразить маму (огорченную, печальную, радостную); строгого дедушку; жадную сестрёнку, капризного ребёнка, расстроенного папу, добрую бабушку.
У Маши день рожденья. Кто больше надует шар- развитие направленного плавного выдоха (вдохнуть через нос, задержать дыхание, выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара).
Основной элемент логопедических занятий - артикуляционная гимнастика. Артикуляционное упражнение «У бабушки с дедушкой».
Толстые внуки приехали в гости
С ними худые – лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.
Поцеловать они всех потянулись.
Утром проснулись – в улыбочку губы,
Чистим мы свои верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи,
С нижними зубками тоже мы дружим и т. д.
На логопедических занятиях используются разнообразные словесные игры, где нарабатывается словарь по заданной теме; развивается связная речь, где дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам.
На логопедических занятиях нужно использовать физминутки и подвижные игры. Поиграем в игру «Помирились».
Плохое настроение у нас в семье с утра,
И потому в семье у нас не ладятся дела.
(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)
У дедушки у нашего весь день болит спина,
(наклониться вперёд, руки за спину)
У бабушки у старенькой кружится голова,
(круговые движения головой)
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал
(стучим кулачком друг о друга)
У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал
(смотрим на раскрытые ладони)
Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмемся
(взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитания всего коллектива дошкольных образовательных учреждений.
3. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей (которые выступают в роли детей).
Логопед: Сейчас, уважаемые коллеги, давайте вместе со мной попробуем выполнить несколько упражнение. Вы выступите в роли детей…
Упражнение "От точки к точке"
Цель упражнения: подготовка к письму, проведение линий, утончение мелкой моторики руки, овладение карандашом.
Материал: картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек, карандаш.
Как играть: ребенок выбирает любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.
Упражнение "Штриховка"
Цель упражнения: подготовка к письму, проведение линий, утончение мелкой моторики руки, овладение карандашом.
Материал: картинки с контурами предметов, сюжетов, карандаш.
Как играть: ребенок выбирает любую картинку и карандашом проводит линии по образцу, соблюдая наклон и расстояние между ними.
- Скажите пожалуйста, какой город является столицей нашей Родины? (Кто ответит первым, выходит в зал).
- Назовите центральную улицу нашего города Тюмень? (Кто ответит первым, выходит в зал)
- Как называется главная песня нашей страны?
и демонстрирует игру "Шершавые буквы"
Упражнение "Шершавые буквы"
Цель упражнения: утончение тактильного чувства, изучение алфавита через тактильные ощущения, подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы.
Материал: на табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Фон табличек - голубой или розовый, в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква.
Как играть: ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Взрослый показывает ему, как можно двумя пальцами (указательным и средним) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце называет букву! Букву всегда называем звуком! [М], [Д], [К]. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.
Развитие фонематического слуха, распознавание звуков – неотъемлемая часть программы обучения чтению по Монтессори.
- Скажите пожалуйста, какая птица изображена на гербе России? (Кто ответит первым, выходит в зал)
- Сколько корон у орлов на гербе России? (Три) (Кто ответит первым, выходит в зал)
- Какие цвета имеет государственный флаг нашей страны (Кто ответит первым, выходит в зал).
- С каким женским именем связан праздник 8 Марта? (Клара Цеткин)
Демонстрация игры "Письмо на манке" и "Шнуровка".
Упражнение "Письмо на манке"
Цель упражнения: подготовка к письму, утончение мелкой моторики.
Материал: набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной крупой, тонкая палочка.
Как играть:
Первый вариант: ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Сначала обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого подхода.
Второй вариант: то же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведите ею сначала шершавую букву, а потом повторите ее очертания по манке.
Упражнение "Шнуровка"
Цель упражнения: в играх с шнуровками развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти рук, что готовит руку к письму и развивает усидчивость.
Материал: шнурок, различные материалы для нанизывания (макаронные изделия, бусы, большие пуговицы и т. д.)
Как играть: ребенок нанизывает на шнурок в различном порядке предметы. Из полученных "бус" нужно выложить контур букв алфавита.
Волшебный мешочек
Игра в волшебный мешочек знакома детям по упражнениям в утончении тактильного чувства. М. Монтессори описывает подобные упражнения с фигурками Равиццы.
Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена М. Монтессори в Милане. Они представляли собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку». Это были маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Ребенок доставал фигурки из коробки, рассматривал, ощупывал по контуру и складывал в небольшую корзиночку. Наставница накрывала ее платком, и предлагала ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из корзинки, например, домик или деревце. Детям предлагалось «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что им известно.
В России игрушки Равиццы назывались бирюльками. Их обычно вырезали из мягкого дерева, березы или сосны, и делали не плоскими на ножке, а объемными. Раскрашивали не всегда. Для бирюлек делали специальную берестяную или деревянную коробочку. Но чаще их клали в полотняный мешочек с завязкой.
С бирюльками дети играли по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в «волшебный» мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки, и по просьбе взрослого доставал одну из них. Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше. Бирюльки незаметно воспитывали в ребенке внимание, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.
Волшебный мешочек может быть прекрасным материалом для развития мышления и речи,
4. Подведение итога
Логопед: - Как вы могли заметить, эти упражнения не являются каким либо открытием. Многие из вас их применяют в своей педагогической работе. В отработанной системе их применения вы увидите, что это принесет большую пользу в развитии речи ваших воспитанников и позволит вам наблюдать за их прогрессом.
Какую бы методику обучения чтению вы ни выбрали, воспользуйтесь следующими советами, которые помогут сделать обучение более эффективным и приятным:
- Разным детям подходят разные методики, поэтому ищите те приемы и методы обучения, которые вам покажутся более действенными.
- Учитесь только в игре.
- Ваши инструкции должны быть короткими и понятными.
- Учиться читать трудно, поэтому обязательно сочетайте занятия с физической разминкой и пальчиковыми играми.
- Будьте терпеливы и никогда не сравнивайте достижения детей.
5. Обмен впечатлениями о мастер-классе.
Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового. Логопед предлагает воспитателям по очереди ответить на вопросы.
1. Интересна ли была тема консультации?
2. Что полезного для себя Вы узнали?
3. Считаете ли Вы, что артикуляционная гимнастика способствуют правильному звукопроизношению ребенка? Почему?
4. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
Вот наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости методики М. Монтессори при обучении дошкольников чтению.
Логопед раздает буклеты с описаниями игр и упражнений, представленных выше.
Список используемой литературы :
1. Пятибратова Н. В. Элементы Монтессори – педагогики в работе логопеда // Логопед. 2009. № 5
2. Пятибратова Н. В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори (для детей 4-6 лет). – М;ТЦ Сфера, 2010. – 112с.
3. Сумнительная С. И. Помоги мне это сделать самому. Школа Монтессори.
4. Сумнительный К. Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори - педагогике).– М., 1999.
5. Фаусек Ю. И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. - М., 1922.
6. Фаусек Ю. Русская грамматика по методу Монтессори - СПб. : Образовательные проекты, 2011.
7. Хилтунен Е. А. «Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори» - М. : Генезис, 2009.
8. Интернет-ресурсы:
• mama.ru
• www.7ya.ru
• www.odevaika.ru