Екатерина Шапочанская
Обучение чтению малышей младше 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Любое дело всегда надо начинать постепенно, чтение не является исключением.
Для начала покажите ребенку азбуку. Если он проявил интерес, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению малышей младше 4-5 лет лучше начинать по их собственной инициативе. Ваша задача – поддержать, не загубить инициативу чрезмерным усердием.
Публикация «Обучение чтению малышей младше 4–5 лет» размещена в разделах
• Обучение чтению можно начинать с изучения букв или слогов. Хорошо подходят для этих целей красочные таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от времени менять. И вовсе необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв.
• Изучите существующие методики обучения. Лучше, конечно, прочесть тексты самих педагогов. Они дадут вам более полное представление о сюжете, чем их конспекты в Интернете, и вам будет проще определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует вашего ребенка.
• Какую бы вы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте и импровизируйте!
• Если ребенок болеет или не настроен заниматься, лучше отложите «урок», не стоит учиться через силу.
• Занятия должны быть разнообразными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети быстро устают и их внимание рассеивается. Так что вам придется постоянно поддерживать интерес крохи к тому, что вы предлагаете делать.
• Читайте при ребенке. Мама – лучший пример для подражания.
• Параллельно с чтением можно учиться писать. Двухлеткам будет вполне по силам выполнение графических заданий: обводите их рукой простые фигуры по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму игрушки-лабиринты, в которых маленькие детали нужно поднять, например, снизу вверх, или провести слева направо.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Изучение букв
Чтобы помочь малышу запоминать буквы :
• выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
• моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
• обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их. vk.com/sunmommy
2. Изучение слогов
Дальше Вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами. Заучивать их нужно по той же схеме, что используется при заучивании букв:
• многократно называйте слоги;
• предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;
• попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог;
• сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют песенки – слоги;
• можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и за ручки возьмутся и вместе песенку споют (то есть получится слог). Вскоре ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил;
• искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению : «Покажи Буратино слог «пу», а сразу за тем: «Скажи ему, какой это слог»).
3. Изучение звуков
• потренируйтесь с определением первого и последнего звука (не буквы) в слове. Называя звуки в слове «дуб», ребенок последним услышит «п». Не поправляйте его. Ваша задача - отработать различение звуков в слове;
• называйте все звуки (не буквы) в слове по порядку;
• вспоминайте все слова, начинающиеся с определенного звука, например с «б»;
• ищите рифмы к заданным словам. Вы называете слово - ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка - мишка, ночка - кочка, шар - пар, топор – забор);