Наталья Кашепова
Общие рекомендации для семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Что в поведении ребёнка должно стать поводом для обращения к специалистам?
• Если ребёнок не реагирует, когда Вы зовёте его по имени, делаете ему замечание, приглашаете его к совместной деятельности и т. д. ;
• Задержки или нарушение хронологии моторного развития;
• Задержка речевого развития или внезапный регресс, когда ребёнок перестаёт разговаривать;
• Общая моторная неловкость, ребёнок постоянно спотыкается, наталкивается на предметы, ходит на носочках;
• «Полевое» поведение, сохраняющееся длительное время и не поддающееся коррекции взрослыми: ребенок постоянно беспорядочно передвигается, раскидывает игрушки, его действия с ними не усложняются – он не начинает использовать их по назначению, не переходит к подражанию, сюжетной игре;
• Резко негативная реакция на любые попытки взрослого направить поведение ребёнка;
• Очень узкий круг интересов – одна-две игрушки/игры;
• Крайне низкий уровень активности, невозможность вовлечь в какую-либо деятельность, включая самообслуживание – не одевается, не кушает самостоятельно;
• Выраженная пищевая избирательность.
Это лишь некоторые, наиболее частотные признаки, по которым родители могут понять, что в развитии ребёнка есть какие-либо отклонения.
Алгоритм действий
В случае различных нарушений последовательность этапов может варьироваться. Но в целом есть определённый перечень специалистов, к которым необходимо обратиться за помощью:
1. Сурдолог
2. Офтальмолог
3. Невролог
4. Психолог
5. Дефектолог
6. Логопед
Для начала необходимо исключить патологии сенсорной системы и убедиться в том, что у ребёнка полноценное зрение и слух. Самостоятельно это сделать невозможно. Даже если Вы уверены, что ребёнок всё слышит и видит, но при этом в поведении или развитии есть моменты, которые Вас настораживают – консультации со специалистами обязательны.
Параллельно подключаем невролога для оценки состояния нервной системы. Если при выписке из роддома ребёнку был поставлен диагноз «Здоров» - это не повод пропускать данного специалиста.
После получения заключения невролога с более ясной картиной консультируемся с психологом. В большинстве случаев наблюдается ситуация, когда проблемы в отношениях и коммуникациях в семье являются причиной серьёзных поведенческих проблем со стороны ребёнка, а также фактором, вызывающим различные психосоматические состояния. Специалист проанализирует ситуацию и, вполне возможно, Вы сможете в значительной степени улучшить состояние ребёнка, внеся соответствующие изменения в поведение окружающих его взрослых.
При взаимодействии с любым специалистом необходимо внимательно изучать все рекомендации, выполнять их в течение прописанного периода и только после этого делать определённые выводы. Постоянные прерывания различных курсов и переход на новый порядок в обучении, лечении, характере коммуникаций будет лишь создавать хаос и эмоциональные качели для ребёнка, что будет негативно сказываться на его общем состоянии.
Помощь родителям
Как в случае рождения ребёнка с видимыми нарушениями развития, так и тогда, когда нарушения появляются в более позднем возрасте, родители переживают отчаяние, страх, чувство беспомощности. В ситуации, когда Вы сталкиваетесь с такой проблемой, помощь психолога-консультанта или психотерапевта является обязательной составляющей. Все решения относительно лечения, развития, обучения ребёнка человек принимает, исходя из своего психоэмоционального состояния. Когда он постоянно находится в состоянии смятения, ни о какой осознанности и логичности речи не идёт. Поэтому, если Вы хотите привести в порядок ребенка, сначала нужно привести в это состояние себя. От этого будет зависеть будущее семьи и эффективность коррекционной работы.