Марина Ушакова
Образовательный терренкур в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Образовательный терренкур в ДОО»
Работая в детском саду мы уделяем особое внимание созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОО должна быть направлена не только на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.
Публикация «Образовательный терренкур в ДОО» размещена в разделах
Одним из способов создания такого единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОО, могут стать образовательные терренкуры разной сложности, в зависимости от возраста и интересов детей.
В переводе Терренкур (нем. terrain — местность, участок, территория, kur — лечение)
Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОО с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма детей, повышают двигательную, познавательную, творческую активность каждого ребёнка.
Существуют несколько вариантов терренкуров :
-спортивная площадка;
-игры на асфальты;
-специально созданные центры;
-тропа здоровья, экологическая тропа;
-объекты за пределами детского сада.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма обучающихся, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.
Организуются терренкуры только на прогулке, т. к. они решают ряд важнейших образовательных задач :
Задачами образовательного терренкура являются :
- упражнение детей в основных движениях;
- развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;
- развивать наблюдательность, любознательности, познавательную активность;
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;
- формировать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы;
- формировать эстетическое восприятие дошкольников;
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе материала, дети в игровой форме получают:
- реалистические знания
- закрепляют определённые навыки и умения
- проявляют творчество и фантазию
- удовлетворяют двигательную активность
- взаимодействуют с окружающим миром
- развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, движения.
Поэтому педагоги должны творчески подходить к оформлению участков, тогда среда сама будет побуждать детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Проходя по маршруту терренкура от одного Центра к другому, дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, беседы, исследования.
Каждый такой терренкур может быть :
*итогом недели, реализации какого-то либо проекта, либо закреплением определённой темы в процессе интеграции НОД;
* знакомством с предметами, явлениями, событиями и фактами;
* закреплением полученных знаний в процессе реализации темы или проекта.
Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо :
- Вызвать интерес у детей, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
- Предложить детям доступный материал (с соотношением известного и неизвестного);
- Дозировать степень активности взрослого ( средний возраст: взрослый - непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр);
- Создание творческой обстановки;
- С вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.
В ходе терренкура возможна интеграция различных образовательных областей.
Перед проведением терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОО есть баннер, где обозначены центры познавательно-исследовательской деятельности, зоны отдыха, спортивные сооружения, то к составлению маршрута возможно привлекать самих дошкольников. С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них. Некоторые центры могут быть временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом, с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д.
Содержание терренкура может зависеть от выбранной тематики, времени года, погоды.
Образовательный терренкур имеет свои этапы.
1 этап --подготовка 2 этап--проведение 3 этап-подведение итогов
Одевание по сезону.
Обращение к детям, рассказ о предстоящей деятельности.
Подготовка атрибутов и снаряжения - Сбор и прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута;
- Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
- Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Сбор и возвращение в группу. Составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)
Условно маршрут можно представить так:
Маршрут N …
Приоритетное направление:….
Цель маршрута….
Длительность…
Название остановки Содержание деятельности детей и взрослых в центрах Материалы Методы и приёмы руководства детской деятельностью…