Ирина Лукина
Образовательный терренкур в старшей группе «Чем удивит и очарует Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оздоровление организма детей, повышение уровня двигательной активности, и познавательно исследовательской деятельности.
Задачи: способствовать физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию детей, умению общаться с окружающим миром. Развивать умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитатель
- Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)
Темочки:
- Я, тоже люблю путешествовать, и сегодня я приглашаю вас на прогулку по территории детского сада полюбоваться красотой осенней природы, но сначала давайте вспомним наш девиз: «Мы в любое время года ходим «тропами здоровья» (дети, построившись парами, идут по маршрутам «здоровья»).
- Мы с вами оказались на станции «Осенняя» (звучит музыка и воспитатель читает стихотворение)
Всё вокруг разрисовала!
На цвета сменила моду
Разукрасила природу.
У берёзок, у сестричек –
Ленты жёлтые в косичках.
В красный шарф одеты клёны
В пёстрых платьицах газоны
На рябине украшенье –
Алых ягод ожерелье.
Обновляя всем наряды,
Осень ходит с нами рядом.
Исследовательская деятельность «Почему осенние листья разного цвета?»- рассмотреть алгоритм пожелтения листьев
Воспитатель – Ребята, представьте себе, что вы осенние листочки, подул легкий ветерок (дыхательная гимнастика «Короли ветров»)
он оторвал вас от ветки, листочки полетели, закружились, и медленно опустились на землю (музыкальный этюд «Осенние листья»)
Воспитатель - Какие изменения вы увидели в осенней природе? (ответы детей)
-Ребята, а как называется осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-А какие пословицы и поговорки об осени вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель - Ребята, вы готовы продолжить наше путешествие, тогда в путь:
Друг за другом дружно встали
И за мной все пошагали
Выше ноги поднимаем
Через пенечки мы шагаем
Ну, а дальше во весь рост
Через речку, через мост.
Дальше вместе мы пошли
И немного подросли
(выполняем движения в соответствии со словами)
-Шли, мы шли и к «Цветочной станции» пришли.
-Какие цветы здесь росли? (ромашки, гладиолусы, настурция, петунья, астры)
-Какие изменения произошли в жизни цветущих растений осенью? (уже не цветут, засохли, завяли, остались семена растений, соберем их, уберем засохшие стебельки, земля холодная)
Игровое упражнение «Цветочки»
-Представьте, что вы маленькие семечки (присели)
Весной вас посадили в землю
Солнышко землю нагрело
Дождик полил
Семечки проросли, стебелек потянулся к солнцу
Выросли листочки, раскрылся цветок
(встают, тянут руки вверх, поднимают голову)
Все лето радовались цветочки солнышку
Качались вместе с ветерком (качают руками)
Но вот наступила осень, холодно стало.
Опали листочки, согнулся стебелек
(опускают руки, голову, приседают)
А весной снова проснется цветок (встают)
Воспитатель - Ребята, наше путешествие продолжается, дальше идем и не отстаем.
Игра «Слушай внимательно»
(Идут в колонне по одному, по свистку выполняют соответствующие движения)
1. Свисток - прыгают на двух ногах.
2. Свисток - останавливаются.
3. Свисток - ходьба в полуприседе
Воспитатель – Мы с вами пришли на «Метеостанцию»
Отмечаем температуру воздуха, направление ветра.
-Ребята, я предлагаю вам рассмотреть «календарь природы» на октябрь, где мы отмечали состояние погоды, проанализировать и сделать выводы (обсуждаем)
Вывод: большинство дней были солнечные, температура +13;+15 градусов, редко шел дождь, дул тёплый ветер, светило солнце, погода была ясная, солнечная.
- Ребята, а как люди называют осень? (красавица, золотая, разноцветная, королева, щедрая, художница, матушка – осень)
- Ну, что же, отправляемся дальше искать краски Осени.
Игровое упражнение «Пройди по лабиринту» (лабиринт заранее выложен из камешков)
Подходим к «Центру метания»
Игра «Самый меткий» (бросаем шишки с определенного расстояния)
Воспитатель – Ребята, наш путь продолжается, и мы с вами подошли к
станции «Зона отдыха»
Воспитатель - Ребята, собираясь в путешествие, люди берут с собой все самое необходимое.
- Как вы думаете, что нужно положить в рюкзак, отправляясь в поход? (компас, еду, воду, фонарик, спички, аптечку, веревку, палатку)
-А еще берут с собой наблюдательность, знания, хорошие отношения, взаимовыручку, доброту, уважение, заботу только тогда путешествие будет удачным. Сейчас, мы проверим, взяли ли мы с собой наблюдательность:
Игра: «Что я вижу наверху, внизу, справа, слева»
(небо, облака, земля, листья под скамейкой у березок)
Игра на смекалку: «Раз, два, три говори»
1. Какое время года между осенью и весной? (зима)
2. Назовите второй осенний месяц? (октябрь)
3. Как называется замерзшая вода? (лед)
4. Почему сентябрь называют?
Ну, что же молодцы, наш путь лежит дальше, проверим, взяли ли мы с собой взаимовыручку.
Игры на асфальте «Пройди через болото»
(на асфальте мелом нарисованы «островки», по которым нужно пройти болото)
(Дети помогают перепрыгивать друг другу с «островка» на «островок», подавая руку)
-Дети, было трудно перепрыгивать, в чем представлялась сложность? (удержаться вместе на «островке»)
-Что вы чувствовали, когда подавали руку друг другу? (поддержку, доброту, взаимовыручку)
-Молодцы ребята, мы помогли друг другу, благополучно перешли болото, а наше путешествие продолжается.
-По тропинке прямо идем, березку обойдем, у рябины постоим, поиграем.
Игра: «Тропинка, горка, озеро»
(«тропинка» - идем в колонне по одному, «озеро» - образуем круг, «горка» - в колонну по одному, образуя горку)
Воспитатель – Вот мы и пришли к станции «Художественная мастерская»
Воспитатель предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – все пальчики поднимают вверх
Воспитатель обращает внимание детей на красивый сундучок:
Среди клёнов и осин
Сундучок стоит один:
Не велик он и не мал…
Кто же нам его прислал?
Что же в сундучке лежит
Не пора ли его открыть? (воспитатель вместе с детьми открывают сундучок и достаё т природный материал: ягоды рябины, пёрышки, семена тыквы, жёлуди, шиповник, листочки, каштаны, шишки, фасоль, кедровые орешки)
Воспитатель – Ребята, это Осень приготовила нам свои подарки и предлагает из них составить красивые композиции (дети выкладывают из природного материала различные композиции)
Воспитатель – А теперь поиграем в игру: «Дерево, кустик, травка» Правила игры: дети двигаются по кругу (на слово «дерево» дети поднимаются на носочки и поднимают руки вверх, на слово «кустик» - разводят руки в стороны, на слово «травка» приседают и опускают руки вниз).
- Какое дерево растёт слева от рябины? (тополь)
- Какое дерево растёт справа от осины? (ива)
-Какое дерево растет справа от сосны? (березка)
-Ребята, что защищает деревья от холода? (кора, она как кожа человека)
-Да, поэтому дерево летом не перегревается на солнышке, а зимой не мёрзнет от стужи.
-Ребята, давайте погладим кору сосну, какая она на ощупь? (немного шершавая, состоит как - будто из отдельных кусочков) А что это такое жёлтое, душистое образуется на коре сосны? (ответы детей)
-Да, ребята хвойные деревья выделяют смолу, и когда кору «ранить», смола затягивает рану, то есть лечит дерево, и хвою и смолу иногда используют в лечебных целях.
Исследовательская деятельность «Что делают из смолы?»
Воспитатель предлагает отправиться на следующую станцию «Урожайная» по «Змейке», нарисованной на асфальте (ходьба, а потом по «Лесенке», шесть линий, нарисованных на асфальте на расстоянии друг от друга в тридцати сантиметрах (прыжки на двух ногах, руки на поясе)
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Подготовила природа
Всевозможные плоды
Подвижная игра «Урожай собирай» ( дети делятся на две команды: одна команда собирает в корзинку овощи, другая команда собирает фрукты)
Воспитатель – Заключительная станция нашего путешествия «Пернатые друзья»(проводится дидактическая игра «Зимующие и перелётные птицы»)
Сюрпризный момент: детей «встречает» Осень «благодарит» их за знания и умения, за дружеские взаимоотношения, угощает детей грушами и яблоками и задает вопросы:
-Что вы сегодня узнали нового, интересного?
-Что вас удивило, а чем я вас очаровала?
-Какие радости испытывали? Какие трудности?
-Кому вы расскажите о своем путешествии?
-А теперь мне пора возвращаться в лес, а вам в группу.