Алла Еремина
Образовательный проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Грабово
Образовательный проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе
«Лаборатория любознательных ГНОМОВ»
Руководитель проекта
Воспитатель: Еремина А. В.
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Актуальность:
Публикация «Образовательный проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Ребёнку младшего дошкольного возраста сложно добывать знания самостоятельно, оперировать ими, творчески мыслить, делать выводы. Познавательные и умственные способности детей развиты недостаточно.
В условиях современной жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создают условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Нужно только помочь ребёнку и начать это как можно раньше. Опыты помогут развить мышление, логику, творчество ребенка, позволят наглядно показать связи между живым и неживым в природе. И тем самым способствуют подготовке ребёнка к жизни в современном мире.
Цель:
через опытно – экспериментальную деятельность содействовать развитию познавательной активности, наблюдательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи детей. Развивать внимание, память, зрительную и слуховую чувствительность. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи:
1. Обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении;
2. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления;
3. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира;
4. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи в окружающем мире.
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Предмет исследования: объекты неживой природы, внедрение методов познавательно – исследовательского обучения в образовательный процесс.
Проблема исследования: отсутствие экспериментирования или нерегулярное использование методов познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми влечёт за собой снижение качества подготовки детей к обучению в школе.
Гипотеза:
Систематическое использование методов познавательно – исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей, а значит высокому уровню подготовки детей к школе.
Предполагаемый результат:
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
3. Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
4. Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
Методы, приё мы:
1) Наблюдение;
2) Обследование;
3) Беседа, рассказ воспитателя, загадки, использование художественной литературы;
4) Вопросы проблемного характера;
5) Дидактическая игра, подвижная игра;
6) Опыт.
График работы:
Занятия рассчитаны на один год, частота проведения 1 раз в месяц. Период занятий с сентября по май. Каждое занятие проводится совместно с родителями. Возраст детей от 2 до 4 лет, длительность одного занятия 15-20 минут
Используемая литература:
1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 3 – 4 лет»;
2. Воробьёва В. М. «Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы»;
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»;
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»;
6. Попова Т. И. «Мир вокруг нас»;
7. Соломенникова О. С. «Ознакомление с природой»;
8. Соломенникова О. С. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада»
План реализации проекта :
№ Месяц Тема мероприятия Цель мероприятия
1 Сентябрь Подбор материала Работа с литературой
Родительское собрание на тему «Опыты и эксперименты, нужны ли они детям?»
разработка комплексно – тематического плана.
2 Октябрь Опыт «Что в пакете?»
Совместное оборудование уголка опытно – экспериментальной деятельности Обнаружение воздуха в окружающем пространстве
3 Ноябрь Опыт «Деревянный брусочек»
Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной
активности дошкольников. Как организовать домашнюю лабораторию»
Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет)
Цель: Донести до родителей важность экспериментирования в жизни детей и роль родителей в этой работе
4 Декабрь Опыт «Свойства снега»
Консультация «Поделки из природного материала вызывают интерес
к наблюдению и экспериментированию»
Ознакомление со свойством снега при повышении температуры таять, тает и переходит в жидкое состояние – воду
Цель: Дать родителям советы и рекомендации по поддержанию интереса у детей к экспериментированию
5 Январь Опыт «Бантик из бумаги и ткани»
Семинар – практикум для родителей «Какие опыты можно провести с детьми младшего возраста»
Ознакомление со свойствами бумаги: мнётся, рвётся, размокает в воде и со свойствами ткани: мнётся, рвётся, её можно стирать и гладить
Цель: Повысить уровень компетенции родителей, оказать помощь и совет в организации экспериментирования с детьми дома
6 Февраль Опыт «Игры с соломинкой»
Фотовыставка «Семейная лаборатория»
Ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух
Цель: Представление родителями своего первого опыта
7 Март Опыт «Почему по дорогам побежали ручьи?»
Круглый стол «Демонстрация занимательных опытов» воспитателями и родителями
Ознакомление со свойствами снега – таять и превращаться в воду
Цель: Обогатить знания родителей по экспериментальной деятельности опытами из личной «копилки». Привлечь к участию в совместной деятельности с педагогом
8 Апрель Опыт «Свойства солнечных лучей»
Оформление папки «Мои открытия»
Ознакомление со свойствами солнечных лучей – испарение,
нагревание предметов
Цель: Познакомить родителей и коллектив ДОУ с достижениями экспериментальной деятельности нашей группы
9 Май «Узнаем, какая вода»
Отчётное родительское собрание
Ознакомление со свойствами воды – прозрачная, без запаха, льётся
Цель: Подведение результатов совместной работы воспитателей и родителей по опытно – экспериментальной деятельности с детьми.