Ольга Кобзева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Тайны воздуха» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с воздухом и его свойствами в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас с помощью элементарных опытов;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (прозрачный, лёгкий, невидимый);
- дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Тайны воздуха“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментированию;
- воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь друг другу.
Оборудование: ветерок из воздушного шарика, веера, полиэтиленовые пакеты, таз с водой, маленькие шарики, бумажные салфетки, пластиковые бутылочки, кораблики из пенопласта; аудиозапись «Звук ветра»
Ход
Воспитатель читает детям стихотворение М. Андреевой-Доглядной:
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет,
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял.
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы детей).
(Воспитатель включает запись «Звуки ветра»).
Воспитатель: Вы слышите, что это? (Дует ветер). А что такое ветер? (Ответы детей). Правильно, ветер это воздух, который движется, или по-другому – это движение воздуха.
Воспитатель обращает внимание на окно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел маленький Ветерок. Наверно, когда утром я проветривала нашу групповую комнату, он и попал сюда. Ветерок такой маленький и любопытный, он захотел узнать, чем мы занимаемся в детском саду и поиграть с нами. А мы сегодня будем изучать воздух.
А как вы думаете, где живет воздух? (Ответы детей). Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Ребята, а как мы узнаем, есть ли все-таки воздух вокруг нас? Кто из вас, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей группе, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Для этого нам нужны полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какой он тоненький. В нем что-нибудь есть? (Нет, он пустой). Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха. На что он похож? Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух). Мы поймали воздух, и пакет стал упругим. Где можно использовать это свойство воздуха? (мяч, надувной матрац, спасательный круги т. д.).
Давайте сделаем вывод: воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Да, воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас. Ребята, а для чего нужен воздух? (Чтобы дышать). Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Ветерку, как дышат наши носики.
Дыхательная гимнастика «Дыхание»
(Дети находятся в положении сидя).
Носиком дышу свободно,
Тише, громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я и ты.
(Вдохи носом всем телом после каждой строчки).
Воспитатель: Мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, а так ли это? Давайте проверим!
Опыт 2. «Воздух внутри нас»
А помогут нам обычные бумажные салфетки. Нужно подуть на них. Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях.
Вывод: внутри нас есть воздух.
Воспитатель: Ребята, мы говорили, что листочки качаются от ветра. Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
Опыт 3. «Движение воздуха»
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок).
Вывод: воздух можно почувствовать.
Физкульминутка
Мы по воздуху летим (руки в стороны, покачивание)
На воздушном шаре (руки соединить над головой, изображая шар).
Все увидеть мы хотим (прикладывают ладонь к лбу, смотрят в одну сторону,
Головою повертим (смотрят в другую сторону).
А потом присядем
На носочки встанем.
Воспитатель: Ребята, если воздух летает вокруг нас, значит он легкий. Это тоже нужно проверить. А проверять мы будем а помощью воды.
Опыт 4. «Что легче: вода или воздух?»
У меня есть вот такие маленькие воздушные шарики. Давайте опустим их в таз с водой и попробуем опустить на дно. Что происходит? Правильно, шарики не тонут, а всплывают на поверхность воды.
Вывод. Значит можно сказать, что воздух легче воды.
Воспитатель: Ну что, продолжим изучать тайны воздуха! Посмотрите на эти пластиковые бутылочки: внутри их что-то есть? Так ли они пусты, как нам кажется?
Опыт 5. «Есть ли воздух в бутылочке?»
Возьмите бутылочки и опустите их в таз с водой горлышком вниз. Медленно переворачиваем бутылочки, чтобы они начали заполняться водой. Что происходит? Правильно, из горлышка входят пузырьки.
Вывод: это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Воспитатель: Ветерок приготовил для нас сюрприз:
По морям и океанам,
По делам плывут они,
Побывали в многих странах,
Это чудо (Корабли).
Молодцы, отгадали. (Воспитатель показывает кораблики на подносе).
Опыт 6. «Почему кораблики не плывут» Художественное слово:
«Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут.
Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!»
Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Воспитатель: Возьмите кораблики и опустите их в наше «море» (таз с водой). Плывут ли кораблики, почему? (Ответы детей). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? (Нужен ветер). Где «взять» ветер? (Дети дуют на кораблики, создают ветер).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Что мы обнаружили в результате нашего знакомства с воздухом? (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.
Воспитатель: Ну что же, давайте попрощаемся с нашим другом Ветерком и выпустим его на улицу, пусть гуляет.