Ольга Смирнова
Образовательная ситуация в старшей группе «Как научиться мириться?»
▼ Скачать + Заказать документы
Смирнова Ольга Михайловна
Шепель Марина Владимировна
Актуальность:
ФГОС ДО в рамках социально-коммуникативного развития ставит следующие задачи: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Таким образом, конструктивное взаимодействие со сверстниками является актуальным.
Предварительная работа: Ситуация ссоры в группе, обиды. Чтение рассказа «Про Обидюку»:
Публикация «Образовательная ситуация в старшей группе „Как научиться мириться?“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Жил-был мальчик Петя. Как все мальчики, он ходил в школу, а в свободное время играл во дворе с друзьями. Когда было тепло, ребята играли в догонялки и прятки. А когда мороз щипал за нос, дети с удовольствием катались с горки на санках. И так они весело и приятно жили и дружили.
Да как-то раз приключилась с Петей одна история. В школе, где он учился, объявили соревнование. И на этом соревновании главный приз должен был достаться тому, кто быстрее всех добежит до финиша. Все мальчики захотели принять участие в соревновании. И Петя тоже захотел. И каждый мечтал выиграть главный приз. А Петя был просто уверен, что главный приз достанется именно ему. Когда началось соревнование, все мальчики стали на стартовую линию, а учительница физкультуры скомандовала: «На старт, внимание, марш!»
Она махнула красным флажком, и все ребята дружно побежали. Сначала все участники забега бежали ровно, но потом то один мальчик стал вырываться вперед, то другой. И Петя тоже иногда бежал впереди всех. Но к финишу он пришел вторым. Первым пришел его друг Коля, который и выиграл главный приз.
Пете стало очень обидно. Он даже заплакал от обиды. Вот так: «Ааааа!» И вдруг почувствовал, что кто-то стоит рядом с ним. Это было очень маленькое существо, ростом с Петино колено.
— Ты кто? — спросил Петя.
— Я — Обидюка, — ответило существо.
— А откуда ты взялась? Что-то я тебя раньше не видел, — поинтересовался Петя.
— Ты и не мог меня раньше видеть. Я прихожу только к тем, кто обиделся, — пояснила Обидюка и с сочувствием спросила: — Скажи, тебе обидно, что главный приз выиграл не ты?
— Очень обидно, — хмуро сказал Петя.
— Ну вот! — обрадовалась Обидюка. — Потому я к тебе и пришла. И теперь я буду дружить с тобой. А ты будешь делать то, что я скажу. Хорошо?
— Хорошо, — ответил Петя и спросил: — А что надо делать?
— Во-первых, не дружи больше ни с кем. Во-вторых, отойди в сторону и надуйся. И в-третьих, когда тебя позовут играть, скажи: «Не хочу, не буду и никогда к вам больше не приду», — посоветовала Обидюка.
Петя так и сделал. Отошел в сторону и надулся.
Но едва он отошел в сторону, как Обидюка стала больше. Была Пете по колено, а стала по пояс.
Когда Коля позвал Петю поиграть вместе, Обидюка зашептала: «Не хочу, не буду и никогда к вам больше не приду» — и Петя послушно повторил за ней эти слова. Коля пожал плечами и ушел, а Обидюка засмеялась и выросла еще больше. Теперь она была ростом с Петю.
Мальчику стало весело. Ему понравилась эта игра. Когда к нему подошел его друг Витя и тоже позвал поиграть вместе, Петя уже с удовольствием надулся, отвернулся и сказал: «Не хочу, не буду и никогда к вам больше не приду». И еще топнул ногой. И посмотрел на Обидюку. Она была уже на две головы выше его.
И вдруг Петя увидел лицо Обидюки. Теперь оно совсем не улыбалось, а оказалось очень неприветливым и даже злым. Отвернулся Петя от Обидюки и посмотрел в другую сторону. И стало ему так грустно: его друзья бегают, играют все вместе, а он тут с этой Обидюкой один! И так ему захотелось к ним, так захотелось! Закричал им Петя: «Подождите, я с вами!»
И побежал. Напрасно Обидюка тянула его к себе. С каждым Петиным шагом она становилась все слабее и меньше. Петя прибежал на площадку и стал играть вместе с друзьями. А Обидюка совсем исчезла. И Петя про нее даже не вспомнил. Хорошо с друзьями!
Беседа после прочтения: Почему Пете стало грустно? Как он справился с Обидюкой?
Ожидаемые результаты:
- Испытывает желание мириться с друзьями, используя различные варианты (порадовать, сделать что-то для друга, поднять настроение, попросить прощения);
- Стремится к бесконфликтному общению, решению конфликтных ситуаций конструктивным путем;
- Имеет положительный настрой при общении со сверстниками в группе.
Ход ситуации
Просмотр мультфильма: «Мой друг зонтик» https://vk.com/video-10200810_171662740
Обсуждение с детьми: Как помирились поросенок и слоник? Что поросенок сделал для слоника? Почему слоник простил поросенка? Как можно помириться с другом? (Педагог выслушивает предложения детей, затем проводит игровые упражнения)
1. «Как помирились поросенок и слоник»
Дети делятся на пары: слоник и поросенок, которые поссорились, и стараются попросить прощения друг у друга – сначала словесно, а потом с помощью мимики и движений. Затем пробуют порадовать друга, сделать подарок, поделиться игрушкой.
Обсуждение: Хотелось вам простить друга? Почему? Было приятно, когда вы помирились?
2. «Заколдованный»
Выбирается один ребенок, которого заколдовала Обидюка, он должен нахмуриться, не разговаривать, ни с кем не играть, а остальные дети пытаются расколдовать обиженного различными способами. Поочередно обиженный ребенок меняется.
Последующая работа: «Кто поможет помириться?»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Кто первый?» https://youtu.be/IZ2BQ0lQQv0
Цель: обсуждение с детьми, что иногда сложно помириться друг с другом, тогда им необходима помощь со стороны, о том, кто может их помирить.
Итоговый продукт: совместный лэпбук «Как помириться с другом?»
1. Игры на развитие конструктивного общения;
2. Правила дружбы (карточки);
3. Рисунки лучших друзей для составления рассказа «О друге, дружбе»;
4. Карточки со способами примирения;
5. Настольная игра с заданиями, в которых необходимо ответь на вопрос о дружбе или сделать упражнение, веселое задание. Например «Рассмеши друга», «Как прогнать обидюку?», «Надуйся на соседа» и т. д.
6. Вырезанные фигурки (людей, любимых героев и т. д.) по желанию детей для режиссерских игр. Предварительно чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов для обогащения сюжетов игры.