Фомина Елена
Проект «Как научиться придумывать загадки?» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Как научиться придумывать загадки?»(подготовительная группа)
Вид проекта : творческий
Проблема: как научиться составлять загадки?
Тип проекта : среднесрочный (2 мес)
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.
Публикация «Проект „Как научиться придумывать загадки?“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Ресурсное обеспечение проекта : методическая литература, наглядный материал (репродукции к известным сказкам, демонстрационные и раздаточные картинки: «Животные», «Птицы», «Профессии», «Фрукты и овощи», «Техника» и др., дидактические игры, схемы – модели, проектное оборудование, компьютер.
Используемые технологии : игровые технологии, технология составления загадок
Предполагаемый результат:
- Развитие у детей всех форм устной речи
- Расширение знаний об окружающем мире
- Повышение интереса детей к словесному творчеству
- Привлечение родителей к непосредственному участию в образовательном процессе
Продукт проектной деятельности :Создание книги загадок (авторы –воспитанники подготовительной группы).
Актуальность проекта :
Процесс развития речи и обучение языку явление сложное и многостороннее. Речь – это не врожденная способность, а приобретенная. Человек не рождается с красивой, правильной, грамотной речью, а всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатством родного языка. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве:
• Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
• Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
• С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. К старшему дошкольному возрасту ребенок имеет развитый словарь, способен различать на слух звуки речи, владеет грамматическим строем речи, может составлять небольшие рассказы по картине, из личного опыта, пересказывает тексты, сказки. Но большие затруднения у детей вызывает подбор точных эпитетов для передачи эмоционального состояния, своего поведения и других людей, построение сложных предложений выполнение заданий творческого характера: придумывание загадок, стихов, сказок. Поэтому в детском саду был разработан и реализован проект «Как научиться придумывать загадки?»
Цель:удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении и проявлении творческой активности в речевой деятельности.
Задачи:
• Совершенствовать формы устной речи
• Развивать творческие способности детей
• Формировать способность выражать творческий замысел с помощью модели составления загадок
• Воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять имеющиеся навыки для творческого самовыражения
• Осуществлять конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка- дошкольника.
Этапы разработки и реализации проекта :
1. Подготовительный
Деятельность педагога:
Подбор методической и художественной литературы
Подбор игр и упражнений
Информирование воспитанников, педагогов, родителей о проекте
Разработка плана реализации проекта
Совместная деятельность педагога и детей:
Беседа : «Кто придумал загадки?»
Викторина «Угадай- ка!»
Вовлечение родителей в проектную деятельность :
Вручение памяток «История возникновения загадок»
2. Основной
Деятельность педагога:
Составление электронных образовательных пособий для детей по теме проекта
Подготовка и проведение консультаций и мастер- класса для родителей
Подготовка и проведение консультаций для педагогов
Совместная деятельность педагога и детей:
1 этап реализации проекта : Накопление знаний о свойствах, качествах, предметов и объектов окружающего мира, их строении, назначении. Цель :Обучение детей созданию образных характеристик объектов.
На данном этапе с детьми проводятся игры и упражнения «Цепочка слов». «Доскажи словечко», «Что бывает таким же?», «Скажи наоборот», «На что (на кого похож предмет (персонаж?»,«Что лишнее?»и др.
2этап реализации проекта :Составление загадок способом прямого описанияхарактерных особенностей предмета, не называя его.
Цель: развитие связной речи детей, формирование умения последовательно излагать мысли при описании предмета или явления
На данном этапе дети закрепляют умение составлять описательные рассказы по картине, игрушке или из личного опыта с помощью игр «Узнай по описанию», «Угадай, кто (что) это?», «Парные картинки», «Назови героя», и др.
3 этап реализации проекта :Составление загадок по карточкам-схемам (по Арбековой Н. Е.).
Цель : обучение детей составлению сравнений и противопоставлений с применением речевых связок (такой же, как…; такой же, но не …;)
Игры «Волшебник», «Сказочные слова».
4 этап реализации проекта :Составление загадок по модели : (по А. А. Нестеренко)
Цель:удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении и проявлении творческой активности в речевой деятельности
С детьми выбирается объект. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос “Какой?” и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Из предложенных объектов, выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки : не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки “как” или “но не” сравниваются с другими объектами.
5 этап реализации проекта : составление книги загадок (авторы воспитанники
подготовительной группы)
Вовлечение родителей в проектную деятельность :
Консультация : «Развитие речевой активности дошкольников»
Мастер – класс «Как составить загадку по модели?»
Составление загадок дома с детьми по модели.
3. Заключительный
Презентация проекта для родителей и педагогов.
Конкурс загадок с использованием Книги загадок.
Используемая литература:
1. Сидорчук Татьяна Александровна,Хоменко Николай Николаевич, Технология развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004
2. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет. М. : Издательство ГНОМ, 2011
3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9.
4. ГурэвичЛ. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 1984.
5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М. : Просвещение, 1981.