Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Вызывание звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Коммуникация» (логопедия)
Возрастная группа: 5-7, старший дошкольный возраст
Тема: «Вызывание звука «Р»
Основные цели:
1) Научить ребенка правильно произносить звук «Р».
2) Активизировать словарь по теме «Овощи»
3) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством логопеда на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если чего-то не знаю, то спрошу у того кто знает»
4) тренировать навыки самоконтроля
Материал:
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Вызывание звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Демонстрационный: картинка с изображением овощей в огороде
Раздаточный: карточки с изображение овощей,
Коррекционное оборудование: постановочные зонды, антисептическое средство и вата
Краткая аннотация к работе: ОНР (общее недоразвитие речи) системное нарушение речи, при котором в разной степени страдают все компоненты (звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас, связная речь, поэтому на индивидуальных коррекционных занятиях учитель – логопед корректирует проблемы в речевом развитии ребенка.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Логопед спрашивает у ребенка:
-Скажи, пожалуйста, а ты помогаешь дома маме? (Ответ ребенка).
- А что ты делаешь? (Ответ ребенка).
- Таня и Ваня тоже помогают, но сейчас они уехали на море, и бабушке некому помочь собрать овощи из огорода, чтобы сварить борщ.
- И теперь бабушка просит тебя помочь ей. Хочешь помочь бабушке? Сможешь? (Ответ ребенка).
Актуализация
Игра «Овощи»
Дидактические задачи:
1) закрепить умение определять размер предмета, сравнивать предметы по цвету, форме и величине, развивать навык произнесения прилагательных.
2) тренировать мыслительные операции.
Логопед показывает картинку с изображением огорода с овощами (фигурки овощей вставлены в прорези) и предлагает ребенку, вынимая овощи и складывая их в корзинку, называть. Если в названии овоща все звуки будут произнесены правильно, ребенок может этот овощ положить в корзинку, а если какой-то звук в названии овоща будет произнесен неправильно, то овощ остается на грядке. Обращается внимание на то, что звук «р» ребенок произносит неправильно.
3. Затруднениев ситуации
Игра «Овощи» (продолжение)
Дидактические задачи:
1) формировать опыт (под руководством логопеда) фиксации затруднения и понимания его причины
Логопед предлагает произнести звук «р» правильно и красиво, затем спрашивает ребенка, почему он неправильно произносит звук : (Не получается, не умею) и спрашивает, что нужно сделать, чтобы научиться произносить звук правильно (спросить у того, кто знает, как правильно произносить).
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт правильного произнесения звука и эмоционального переживания радости открытия;
2) тренировать мышцы артикуляционного аппарата
3) развивать зрительное внимание, проприорецепцию.
Логопед вместе с ребенком рассматривает правильную работу органов артикуляции, предлагает попробовать сделать также (кончик языка поднять вверх и совершать колебательные движения вверх-вниз в быстром темпе, но у ребенка так не получается. Тогда логопед предлагает использовать «волшебную палочку» (шариковый зонд).
5. Включение нового знания в систему знаний
Игра «Рычащие предметы»
Дидактические задачи.
1) тренировать мышцы артикуляционного аппарата;
2) развивать память, внимание, речь, длительность направленного речевого выдоха.
Ребенку предлагается выполнить упражнения «Мотор», «Барабан», «Машинка», «Пулеметик» (уже знакомые ребенку, выполняющиеся на длительном выдохе, используя механическую помощь.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи:
1. восстановить в памяти ребенка то, что он делал на занятии.
2. создать ситуацию успеха.
3. развивать уверенность в своих силах и способностях
Логопед спрашивает:
- Чем мы сегодня занимались?
- Были ли у тебя трудности?
- Смог ли ты их преодолеть?
Логопед хвалит за то, что ребенок были внимательны и старательны, справился с заданием, у него получился звук «Р», потому что он научился выполнять упражнения с помощью «волшебной палочки».