Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Волшебная страна Чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема: «Волшебная страна Чувств»
Цель: формировать у детей представление об эмоциональном состоянии человека через мимику, пантомимику, жесты и умение использовать цвет как средство передачи настроения.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Волшебная страна Чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Уточнять знания детей о частях лица, их названиях, мимике человека.
Закреплять умение различать теплые и холодные цвета красок и соотносить цвет с настроением человека.
Развивающие:
3. Совершенствовать навыки межличностного общения через организацию работы в группе.
4. Развивать познавательные процессы: внимание, память, речь.
5. Содействовать формированию у детей настойчивости, творческой активности, умению быть организованными, целеустремленными.
6. Развивать воображение, творческие способности, художественный вкус.
Воспитательные:
Дидактические материалы и оборудование: мяч, зеркала, салфетки, ватман, карта Волшебной страны, пиктограммы эмоций, изображения сказочных героев (Буратино, Пьеро, Мальвина, Карабас Барабас, контуры фигуры человека, силуэты домов, фломастеры, пастель (по выбору детей).
Краткая аннотация к работе: В занятии используется мe тод арт-терапии: сказкотерапия позволяет поставить перед ребенком ряд человеческих проблем и найти образные способы их решения, а затем применить эти знания в реальной жизни. Сказка способствует раскрытию внутреннего мира, осмыслению прожитого, моделированию будущего. Рисование способствует формированию умения выражать и стабилизировать свои эмоции доступными для дошкольников изобразительными срeдствами.
Используемые игры и упражнения дают детям возможность анализировать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей; формируют навыки владения выразительными движениями на вербальном и невербальном уровне; способствуют развитию продуктивного общения на основе понимания друг друга.
Матeриал будет полезен педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов.
Ход занятия:
Игра-приветствие «Я рад тебя видеть!»
Дети сидят по кругу, передают друг другу по цепочке мяч и, называя имя соседа, произносят фразу «Я рад тебя видеть!». Ребенок отвечает: «Спасибо!» и т. д. Предварительно психолог напоминает детям, что нужно смотреть в глаза друг другу и дарить улыбки.
Педагог - психолог: - Какое настроение у вас появилось после такого приветствия? (Ответы детей)
Введение в ситуацию :
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в совместную деятельность.
Педагог - психолог:
- Меняется ли наше настроение? (Да)
- От чего оно зависит? (От того, что с нами происходит, от чувств, которые мы испытываем)
- А вы знаете, где живут наши чувства? (Ответы детей)
- Наши чувства живут в волшебной стране. Вы хотите в нее попасть и познакомиться с ее жителями? (Да)
- Вы сможете их узнать? (Да)
- Итак, наше сказочное путешествие начинается. Далеко – далеко, а может быть и близко есть волшебная страна. Как вы думаете, что или кто есть в этой стране? (Ответы детей)
- В этой стране в своих домиках живут Чувства. (Педагогобращает внимание детей на карту Волшебной страны)
Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знаний детей о мире человеческих эмоций; способствовать осмыслению эмоциональной действительности и ее выражению в собственной речи.
Педагог - психолог:
- Как вы думаете, какое чувство живет в первом домике? (Радость)
- Как вы догадались? (Посмотрели на смайлик)
- Возьмите зеркала и изобразите на своем лице эту эмоцию.
- Опишите лицо человека, испытывающего радость. (Уголки губ приподняты вверх, брови ровные, глаза немного прищурены)
Педагог - психолог:
- Недалеко от домика Радости стоит второй домик. Какое чувство в нем живет? (Грусть)
- Возьмите зеркала и покажите грустное лицо. Опишите свое лицо. (Уголки губ опущены вниз, брови нахмурены, глаза прищурены)
Педагог - психолог:
- Какое чувство живет в следующем домике? (Злость)
- Как выглядит человек, когда злится? (Губы сжаты, брови нахмурены, глаза прищурены)
Педагог - психолог:
- Какое чувство живет в последнем домике? (Страх)
- Как выглядит человек, когда испытывает страх? (Рот приоткрыт, внутренние уголки бровей подняты кверху, глаза широко раскрыты)
- Если у нас хорошее настроение, то какую эмоцию мы испытываем? (Радость)
- А какие эмоции подсказывают, что у нас плохое настроение? (Грусть, страх, злость)
Педагог дополнительного образования : - Вы знаете, что наши зеркала не простые, а волшебные? Они могут избавлять от плохого настроения.
Упражнение «Рисуем настроение на зеркале»
Педагог предлагает детям подуть на свои зеркала.
- Что вы заметили? (Зеркала запотели)
- Попробуйте нарисовать своеплохое настроение на зеркале пальчиками, а затем его сотрите салфеткой, как будто бы его и не было.
- Помогли вам зеркала избавиться от плохого настроения? (Ответы детей)
- Послушаем сказку дальше.
Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: организовать анализ детьми возникшей ситуации, способствовать подведению их к причине затруднения.
Педагог - психолог:
- Каждый день, когда встает солнышко, жители Волшебной страны занимаются своими делами и приходят к нам в гости. А вечером, когда дети и взрослые ложатся спать, все Чувства возвращаются в свои домики. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Пошел сильный дождь и смыл подсказки – смайлики, а порывы ветра были настолько сильными, что вовсе разрушили все домики, оставив лишь отдельные кусочки. Жители волшебной страны растерялись, где же им теперь жить? Даже уголки губ всегда веселой Радости стали опускаться вниз.
- Можно ли им помочь восстановить их страну? Каким образом? (Ответы детеЙ
- Как жители Волшебной станы найдут свои домики, если исчезли подсказки – смайлики? – Можно ли узнать настроение, если не видеть лица? (Ответы детей).
Открытие нового знания и способа действия.
Дидактические задачи: 1) показать взаимосвязь мимики, жестов, позы и интонации при определении эмоционального состояния человека. 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
Педагог дополнительного образования :
- Посмотрите, какие части остались после урагана. Как вы думаете, что это? (Силуэты домов и изображения контуров фигуры человека)
- Чем отличаются контуры фигур? (Разными позами)
- Как вы думаете, можно ли узнать настроение человека по его позе? (да, нет)
- Какую эмоции он испытывает?
- Опишите позу этого человека. (Ответы детей)
- Выберите из этих сказочных персонажей того, кто изображен в такой же позе. Как зовут этого героя и какое у него настроение? (Буратино испытывает радость, Пьеро – грусть, Мальвина – страх, Карабас Барабас – злость).
-Удалось ли вам определить эмоцию героя по его позе? (да)
5. Включение полученных знаний и умений.
Дидактические задачи: развивать мыслительные операции, творческое воображение; развивать координацию речи с движением, логическое мышление.
Педагог – психолог предлагает детям поиграть в игру «Пиктограммы».
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Другие дети должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.
- Как плохое настроение исправить на веселое и радостное? (Можно вместе поиграть)
Упражнение «Тренируем эмоции»
Психолог предлагает детям:
а) нахмуриться как:
— осенняя туча,
— рассерженный человек;
б) позлиться, как:
— злая волшебница,
— ребенок, у которого отняли мяч;
в) испугаться, как:
— заяц, увидевший волка,
— птенец, упавший из гнезда,
— котенок, на которого лает злая собака;
г) улыбнуться, как:
— кот на солнышке,
— само солнце,
— хитрая лиса,
— будто ты увидел чудо.
Физминутка «Веселый пирог»
Педагог дополнительного образования :
- У меня есть еще один необычный способ улучшения своего настроения. Сегодня мы с вами побудем настоящими волшебниками, и приготовим отличный пирог! Да-да, именно его! А знаете, как? Я знаю волшебный рецепт!
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь, как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпчатого смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет!
Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, дети повторяют за ним, затем «угощают» испеченным пирогом друг друга.
Педагог дополнительного образования :
- Ребята, вы помните, что страшный ураган разрушил Волшебную страну и Чувства остались без своих домов? Поможем им восстановить страну? (Да)
- Я предлагаю создать для них карту. Вы согласны? (Да)
- Хорошо. Тогда начинаем работу. Ребята, вспомните, каких тонов бывают краски? (Теплых и холодных).
- Назовите теплые (холодные) цвета. (Ответы детей).
- Как вы думаете, какие краски помогают выразить радостное настроение, а с помощью каких красок можно выразить грусть (злость, страх?
- Чтобы восстановить карту вам нужно выполнить задания:
Посели каждого жителя в свой домик. (Дети обводят контур силуэта человека сверху домика).
Нарисуй жителю эмоцию, соответствующую его позе.
Раскрась домик, в котором живет радость (грусть, страх, злость, нужным цветом.
Наклей домик на карту страны.
6. Осмысление
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности, создать ситуацию успеха.
Педагог – психолог:
- Скажите, что мы сегодня делали? (Путешествовали в страну Чувств)
- Как вы думаете, далеко ли от нас находится эта страна? (Ответы детей)
- Страна Чувств находится в каждом из нас. А знаете ли вы, кто хозяин этих чувств? (Ответы детей)
- Какие чувства нам знакомы? (Ответы детей)
- Вы верно перечислили наши чувства. Но в Волшебной стране есть и другие жители. С ними мы тоже познакомимся.
- Кто просил нашей помощи? Смогли им помочь? Как мы это сделали? Почему у нас получилось? Что нового мы узнали?
Последующая работа.
В рамках работы творческой мастерской педагоги предлагают детям:
- изготовить маски, добавив соответствующие черты лица;
- пофантазировать и приготовить необычное блюдо по своему рецепту.
Литература:
1. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. С. -П. : Детство-Пресс, 2011.
2. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. Авторы – составители Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина. Р- н-Д: Феникс, 2004.
3. Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. М. : Генезис, 2007.
4. Лыкова И. A. Лепим, фантазируем, играем. М. : Сфера, 2000.
5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. М. : Аркти, 2003.