Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации с Дошкольниками. Тема: «В мире стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познание
Возрастная группа: средняя, 4-5 лет
Тема : «В мире стекла».
Основные цели:
Помочь детям выявить свойства стекла (прочное прозрачное цветное, гладкое).
формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
Воспитывать бережное отношение к вещам, развивать любознательность.
Дидактические материалы:
Демонстрационный:
Публикация «Сценарий образовательной ситуации с Дошкольниками, Тема: „В мире стекла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Оборудование: ноутбук презентация к занятию, предметы из разных материалов (деревянный кубик, бумажный самолетик, пластмассовый шарик и стеклянная елочная игрушка, стеклянная посуда (ваза под фрукты, стакан для сока, сахарница) коробка-посылка, бумага для упаковки, вывеска - название «Магазин посуды», игрушечные деньги для покупки посуды.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление о свойствах стекла.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.
У воспитателя на разносе лежат предметы из разных материалов (деревянный кубик, бумажный самолетик, пластмассовый шарик и стеклянная елочная игрушка).
Воспитатель обращает внимание детей на предметы и спрашивает: «Что это?»
(дети перечисляют названия предметов)
- Давайте посмотрим, из чего сделаны эти предметы (дети обсуждают с воспитателем материалы, из которых сделаны предметы).
Раздается стук в дверь. Появляется герой- Незнайка с посылкой в руках, в ней разные предметы из стекла (ваза под фрукты, стакан для сока, сахарница).
Незнайка здоровается с детьми и говорит: «Я услышал, что вы обсуждаете, из чего сделаны разные предметы. Я собрался послать другу подарки, но не знаю, из чего они сделаны, может быть, вы мне подскажете? (Да)
2. Актуализация
Часть 1.
Дидактические задачи: актуализировать представления детей о стеклянных предметах.
Незнайка: «Давайте посмотрим мои подарки.»
Незнайка достает из посылки по очереди разные предметы, дети называют их и говорят, из чего они сделаны и для чего нужны.
Часть 2.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
Физминутка от Незнайки.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Руками коленей коснитесь.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
- Создать мотивационную ситуацию для выяснения свойств стекла.
- Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Незнайка: «Спасибо ребята, вы мне здорово помогли, все назвали, все сказали, пора отправлять посылку. Незнайка складывает подарки обратно в коробку и говорит, что ему пора идти на почту.
Воспитатель: «Подожди, Незнайки, ты, что собираешься так отправлять стеклянные подарки? (Да) А разве они дойдут целыми до места?» Незнайка удивляется: «А что, разве не дойдут?»
- Ребята, а как вы думаете? (ответы детей)
-Чтобы посылка дошла целой, давайте поможем Незнайке правильно упаковать стеклянные предметы.
- Вы знаете, как правильно это сделать? (Дети не знают)
Возникает затруднение.
– Смогли мы помочь Незнайке?
– Смогли мы упаковать подарки в посылку?
– Почему мы не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, как правильно упаковать стекло и почему).
«Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактическая задача:
1) Познакомить детей со свойством стекла (хрупкость) и умением правильно с ним обращаться.
Воспитатель рассказывает детям, что стекло может быть разной толщины; предметы из толстого стекла (окно, витрина) менее хрупкие, чем предметы из тонкого стекла (ваза, бокал).
Воспитатель объясняет детям, что любое стекло хрупкое. От любого сильного удара оно может разбиться. Посмотрите на экране, как это происходит (показ презентации с картинками и звуками бьющегося стекла).
- А теперь давайте подумаем и расскажем, как правильно отправить посылку, чтобы стекло не разбилось.
(дети рассказывают о том, что посуду надо хорошо завернуть, в несколько слоёв бумаги, аккуратно уложить в коробку, чтобы не катались по коробке.)
Незнайка благодарит детей за помощь и уходит.
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Часть 1.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Вот большой стеклянный чайник, (одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (поднятые вверх руки смыкают над головой)
Вот пластмассовый поднос. (ложатся на пол)
Он посуду нам принес.
Дидактическая задача:
-закрепить полученные новые знания путём сюжетно-ролевой игры «Магазин посуды».
- Ребята, вы помните сказку про бабушку Федору? (да)
- Какая беда с ней приключилась? (От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла).
-А как вы думаете, что случилось со стеклянной посудой, когда она убегала? (Ответы детей)
Надо помочь бабушке Федоре: купить в магазине посуду из стекла и отправить ее по почте.
Дети приходят в магазин посуды, покупают посуду, упаковывают ее вместе с воспитателем. Воспитатель говорит, что сходит на почту и отправит посуду бабушке Федоре.
Осмысление
Дидактические задачи: зафиксировать достижения «детской» цели и проговаривание воспитателем условий, которые позволили достигнуть этой цели.
Дети собираются около воспитателя.
– Чему вы сегодня научились на занятии?
- Что полезного вы сделали?
- Кому помогли?
Комментарии к сценарию
Используемая литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (средняя группа) Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ М. ,2016; Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2008