Когай Ольга
Непосредственная образовательная деятельность с детьми «В изумрудном лесу» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика НОД: интегрированная.
Сферы базового компонента: Познание.
Линии развития по базовой программе: «Познавательно - речевое»
Цель: Развивать внимание, активность детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающая:
- Познакомить детей со структурой рассуждения, со словами - связками
- Учить подбирать 1-2 аргумента для ответа на вопрос почему?
Развивающая:
- Расширять представления детей о животных и растениях средних широт
- Развивать мелкую моторику
- Расширять словарный запас, представления детей о лесе
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность с детьми „В изумрудном лесу“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
- Развивать воображение, логическое мышление
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к природе.
Развивающая среда: Предметные картинки с изображением животных, моркови, яблока, редиса, лука, солнца, апельсина и символов рассуждения – дерева с ветками и человечком «Почему» и «Потому», силуэты деревьев, плакаты экологические, игрушки зверей (зайчик, волк, бобёр, паучок)
Словарная работа: краснощёкий, белозубый, изумрудный, заклинание.
Индивидуальная работа: С Настей, Кариной, Женей – воспитывать внимание, усидчивость, уверенность в себе.
Методические приё мы: игровой, наглядный, словесный (загадывание загадок, объяснение и показ.
Ход. Воспитатель. Ребята, сегодня ночью был сильный ветер, и к нам в группу принесло много листьев. Посмотрите, какие они разные: по форме, цвету, размеру. Но что это шелестит под листьями? Да, это к нам какие-то «человечки» пришли (показываю детям «человечка» и рассказываю). Живёт на свете человечек «Почему». Он очень любознательный и всегда задаёт множество вопросов, например: почему летом не идёт снег? Почему осенью опадают листья? Есть ещё один человечек (показываю детям). Он очень умный и отвечает на все вопросы человечка «Почему»
- Как вы думаете, ребята, как его зовут?
Дети. «Потому»
Воспитатель. Послушайте, как они жили. Читаю рассказ В. Рыбакова «Про Потому и Почему»
Жили были Потому и Почему. Видят они, катится бревно.
-Почему оно катится? – спросил Почему.
Оно катится потому, что оно круглое – ответил Потому.
-А почему бы нам не сделать чего – нибудь круглое? – спросил Почему.
Стали тогда Почему и Потому строить, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят, летит птица.
-Почему она летит? – спросил Почему.
-Птица летит потому, что у неё крылья есть, ответил Потому.
-А почему бы нам не сделать крылья? – спросил Почему.
Сделали тогда Потому и Почему крылья и получился у них самолёт. И полетели они дальше удивляться.
Вот, ребята, потому всё и делается на свете, что есть Почему.
Давайте представим себе, как бы они разговаривали.
(Воспитатель задаёт детям следующие вопросы, а ребята должны ответить на них используя слова «потому, что»)
-Почему улетают птицы?
-Почему люди берут зонты?
-Почему тает снег?
-Почему на деревьях желтеют и опадают листья?
Когда ответов у «Потому» несколько, он говорит. В - первых, во – вторых.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Кто больше скажет?» Не забывайте говорить нужные слова.
-Почему солнце похоже на апельсин?
Дети. Потому что оно, в – первых, круглое, а во – вторых желтое.
Воспитатель. Почему зимой холодно? (ответы детей)
Воспитатель. Однажды между «Потому» и «Почему» состоялся такой разговор: «Почему морковка – это овощ? Потому что она красного цвета».
-Правильно ли ответил на вопрос «Потому», ребята?
Дети. Нет, морковь – это овощ, потому что она растёт в земле.
Воспитатель. Почему яблоко – это фрукт?
Дети. Потому что оно круглое.
Дети. Нет, яблоко – это фрукт, потому что оно растёт на дереве, а не в земле.
Воспитатель. Почему морковь – это овощ, а не фрукт?
Дети. Потому что морковь красного цвета, а фрукты красного цвета быть не могут.
Воспитатель. Ребята, докажите, что это правильный ответ.
Дети. Этот ответ неправильный, потому что, в – первых, фрукты могут быть красного цвета, например яблоко. Во – вторых, овощи растут в земле, а фрукты на деревьях. А морковь растёт в земле. Поэтому морковь – это овощ, а не фрукт.
Воспитатель. Вспомните, какие ещё овощи растут на грядке. После правильного ответа показывает иллюстрации.
Не пугайтесь, если вдруг
Слёзы лить заставит… (лук)
Ярче солнечного диска
Краснощёкая редиска… (редиска)
Кто ребята не знаком
С белозубым (чесноком)
И тут у нас, ребята, возникают разные почему? Почему здесь говориться, что лук может заставить лить слёзы? Почему редиска названа краснощекой? Почему чеснок назван белозубым?
Воспитатель. Показывает дерево – символ рассуждения. Дети подходят к нему и рассматривают.
Воспитатель. Оказывается, слова потому что, в – первых, во – вторых живут на этом дереве. (Показываю на ствол)
Ствол – это мысль, которая доказывается.
-Как вы думаете, ребята, где живут «в - первых», «во- вторых»?
Дети. На ветках.
Воспитатель. Ребята, а хотите очутиться в прекрасном изумрудном доме – лиственный лес. Здесь много различных деревьев, кустарников, цветов и добрых лесных жителей.
Дети. Да!
Воспитатель. Произнесём заклинание, которое поможет нам очутиться в лесу. Готовы? (Все дети встают в круг, произносят слова в движении)
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперёд,
А затем наоборот.
Как листочки, покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес.
Мы попали с вами в лес!
(Под деревьями спрятаны игрушки зверей)
Воспитатель. Кто там спрятался за деревьями. Угадайте?
- Кто загадает про них загадки, и сразу же появятся отгадки. (зверюшки)
1 ребёнок. Он с пелё нок всех боится:
Волка, рыжую лисицу.
Славный беленький трусишка
Этот маленький (зайчишка)
Дети. Зайчишка.
Воспитатель. Показывает зайчика.
2 ребёнок. Он в лесу живёт под ёлкой,
Носит острые иголки.
Ходит, бродит вдоль дорожек –
Весь колючий братец….(ёжик)
Дети. Ёжик. Появляется ёжик.
3 ребёнок. Он без дела не сидит,
Сеть для мушек мастерит.
Этот милый старичок-
Ловкий чёрный (паучок)
4 ребёнок. Хищник этот очень страшный:
Ловкий, быстрый и опасный.
Зайку серого он щёлк»!
Очень злой охотник (волк)
5 ребёнок. Он живёт в лесу на речке,
Очень славное местечко!
Этот зверь весьма хитёр
А зовут его (бобёр)
Воспитатель. Ребята, а давайте попробуем описать каждое животное, не называя его самого. Составление мини – рассказов. Воспитатель показывает картинку.
- Я сама её не вижу, постарайтесь рассказать о нём так, чтобы я догадалась, кто изображён на картинке.
Дети составляют мини – рассказы.
Воспитатель. Молодцы! Ребята, что объединяет всех этих животных?
Дети. Все живут в лесу.
Воспитатель. Что такое, по-вашему, лес и для чего он нужен?
Дети рассуждают, воспитатель подводит итог рассказывания детей.
Ребята, а «Почему» хочет узнать, почему в лесу дышать легко?
Дети. Потому что, в – первых в лесу много разных деревьев, во – вторых, лес снабжает нас кислородом.
Воспитатель. Да, лес снабжает нас кислородом, грибами, ягодами. Из древесины делают бумагу, мебель, одежду и многое другое.
А вот представьте себе, что произойдёт, если человек, полностью уничтожит какой – нибудь вид живых существ, например гриба? Ответы детей. (Воспитатель помогает вести логическую цепочку высказываний)
Воспитатель. Оказывается, всё в природе взаимосвязано. Грибы являются пищей для многих животных: если исчезнет один вид. То может погибнуть и всё остальное, поэтому нужно бережно относиться к природе.
-Как?
Нельзя уничтожать даже ядовитые грибы. Например, мухоморы «Почему?» спрашивает Почему?
«Потому» отвечает. Так как животные могут, есть и ядовитые для человека грибы и не отравиться.
Воспитатель. А как мы с вами можем помочь лесу?
Дети высказывают свои предположения, воспитатель обобщает.
Творческая деятельность. Рисование с ладошками и листьями.
Воспитатель. Получается, что даже самый маленький ребёнок может помочь лесу, просто соблюдая правила поведения. Какие?
(Воспитатель обращает внимание детей на)
Дети. Не срывать цветущие растения.
Не разрушать муравейник
Перевязать сломанную ветку дерева.
Не шуметь в лесу, чтобы не напугать его обитателей.
Воспитатель. Мы с вами назвали только некоторые из правил, но знакомство с ними продолжим и дальше.
А сейчас я предлагаю создать свой изумрудный лес.
В нашем лесу будут жить звери и птицы, расти необыкновенные цветы и ягоды. Дети занимают места за столами.
Воспитатель. Нам потребуется бумага, краски, кисти, вода, блюдце, засушенные листья. (Проводится в технике ТРИЗ)
Воспитатель. Каждый из вас будет волшебником, создающим необычный рисунок. Подумайте, в кого может превратиться ваш листочек. Перед тем, как делать отпечаток, внимательно рассмотрите, придумайте образ. Дети выполняют задание. (воспитатель помогает детям при выполнении задания)
Воспитатель. Какой чудесный изумрудный получился у нас лес!
Ребята, а ещё животные оставили вам пословицы и поговорки о лесе. Вам нужно объяснить их значение.
Дети объясняют.
1. Лес не школа, а всех учит.
2. Срубили кусты – прощай птицы.
3. Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
4. По лесу ходи – под ноги гляди.
5. Рощи да леса – всему краю краса.
6. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. А теперь, нам пора вернуться обратно в детский сад.
Громко все в ладоши хлопнем.
5,4,3,2, раз мы снова в садике сейчас!
И ещё попрощаемся с нашими человечками «Почему и Потому».
Но я думаю, что они снова к нам придут и будут с нами разговаривать.