Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками по теме «Сравнение по ширине»
Образовательная область : Познавательное развитие
Возрастная группа: Средняя группа
Тема: Сравнение по ширине
Основные цели:
1) Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», сформировать умение сравнивать предметы по ширине путём приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова «широкий», «узкий»;
1) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
2) Закрепить счётные умения, умения определять, называть и сравнивать свойства предметов;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками по теме „Сравнение по ширине“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
3) Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление.
Дидактические материалы:
Четыре веревки, карточки с изображением грибов, ягод, овощей; игрушки (медвежонок, зайчонок, два полотенца, четыре полоски одинаковой длины, разного цвета и ширины; листы бумаги с нарисованной верёвкой для развешивания полотенец.
Оборудование: мольберт
Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация по ФЭМП проводилась в МБДОУ «Солнышко» д/с №163 в группе «Лесная полянка». В ходе образовательной ситуации дети помогли зверятам усвоить понятие «широкий» и «узкий».
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы ходить в лес?
- С кем вы ходите в лес?
- Что вам нравится в лесу?
2. Актуализация
Дидактические задачи: актуализировать умение детей зрительно сравнивать предметы по ширине, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать воображение, речь.
2.1. Игра «Прогулка по лесу».
На полу обозначены речка и ручеек (веревками). Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку в лес.
Воспитатель говорит, что нам надо перейти через ручеек.
- Давайте попробуем воду! Холодная! Не будем в нее входить, перепрыгнем через ручеек. (Дети легко перепрыгивают через веревочки, изображающие ручеек).
- Идем дальше. Пришли на полянку. Посмотрите, все ли здесь правильно?
(На доске развешаны картинки грибов, лесных ягод, овощей). Дети должны перечислить, что не растет в лесу (например, капуста, морковь). В ходе обсуждения дети выполняют и проговаривают названия грибов (белый, подосиновик, подберезовик, мухомор) и ягод (земляника, черника).
- Идем дальше. На пути река. Можем мы ее перепрыгнуть? (Нет). Почему? (Река широкая).
- А почему мы смогли перепрыгнуть через ручеек? (Он узкий).
Воспитатель рассказывает детям про двух друзей: мишку и зайку, которые любят ходить купаться на речку. Они взяли с собой полотенца, в сумке полотенца перепутались, и теперь мишка и зайка не знают, где чье полотенце.
- Поможем им разобраться, где полотенце мишки, а где зайчика?
- А сможете?
3. Затруднение в ситуации
3.1 Игра «Полотенца».
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для построения способа сравнения предметов по ширине;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.
Дети садятся за столы. У каждого две полоски одинаковой длины, но разные по ширине.
- Это два полотенца для медвежонка и зайчика. Чем отличаются полотенца? (одно широкое, а другое узкое, и они разного цвета).
- Какое полотенце дадим медвежонку? (широкое)
- Почему широкое? (Мишка большой, толстый). А зайчишка маленький и худой, ему дадим узкое. При этом побуждать детей к рассказу о том, что получилось: «Голубое полотенце шире оранжевого, поэтому его дадим медведю. Оранжевое уже, чем голубое – его дадим зайцу».
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) сформировать представление о способе сравнения предметов по ширине путём наложения и приложения;
2) сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать память, речь, инициативность, творческие способности.
- Как вы узнали, какое полотенце широкое, а какое узкое?
Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель, исходя из идей, высказанных детьми, помогает им наложить либо приложить полоски, сравнивая короткие стороны.
- Какое полотенце широкое (узкое?
- Справились мы со своей задачей? (Да)
- Молодцы!
Зверушки просят воспитателя и детей нарисовать картину, как напоминание о том, как надо сравнивать по ширине. Медвежонок и зайчонок волнуются, что могут забыть, как это делается. Воспитатель наклеивает на глазах у детей одну полоску на другую и проговаривает вывод: чтобы сравнить полоски по ширине, надо одну полоску наложить на другую (либо приложить одну полоску к другой) так, чтобы совместить короткие стороны. Если они совместятся, то полоски по ширине равны, а если нет – то не равны.
Картина вывешивается на видном месте.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
5.1 Полотенца (продолжение).
Дидактические задачи:
1) закрепить умения выделять, называть и сравнивать свойства предметов, способ сравнения предметов по ширине путём наложения и приложения, счётные умения;
2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, логическое мышление, речь.
Воспитатель рассказывает детям о том, что звери очень любят купаться и поэтому им нужно много полотенец. Они попросили детей развесить сушить полотенца на верёвочку.
- Какие полотенца принадлежат медвежонку, а какие зайцу? (Дети с помощью воспитателя проговаривают ответы, опираясь на картину, и выполняют задание).
-Соберите полотенца медведя в одну кучку, а для зайца в другую.
- Чем полотенца отличаются? (цветом)
-Чем они похожи? (У них одинаковая ширина и длина.)
- Теперь рассмотрите полотенца зайца. Чем они похожи? (У них одинаковая ширина и длина)
-А чем они отличаются? (Цветом)
Воспитатель предлагает детям повесить на верёвку широкое голубое полотенце для медведя.
- Рядом повесьте узкое оранжевое для зайца.
- Сколько висит полотенец на верёвке? (Два)
- Повесьте ещё по одному полотенцу для медведя и зайца.
- Сколько теперь полотенец висит на верёвке? (Четыре).
- Сколько широких (узких) полотенец висит на верёвке? (По два).
- Что интересного вы увидели в том, как развешаны полотенца ( Они висят так: широкое, узкое, широкое, узкое).
6. Осмысление
Дидактические задачи: проговорить с детьми то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Куда мы с вами ходили сегодня на прогулку?
- Кого встретили в лесу?
-Чем помогли зверятам?
Воспитатель хвалит детей, и говорит, что они смогли помочь зверятам, потому что научились сравнивать предметы по ширине.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : Петерсон Л. Г. ,Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть1 и 2. – Изд. 4 – е, - М. : Издательство «Ювента»,2012.