Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Шоколад»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа:подготовительная группа
Тема: Шоколад
Основные цели: обогащать знания детей о свойствах шоколада; расширять представления детей о многообразии окружающего мира; закрепить умение детей решать арифметические задачи на сложение и вычитание; развивать смекалку, зрительную память, воображение; формировать устную речь детей; совершенствование фонематического слуха: название слов с определенным звуком; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Шоколад“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Оборудование: компьютер для просмотра презентации; одноразовая посуда: тарелочки, стаканчики, ложечки (на каждого ребенка); клеенка на стол, 3 - 4 плитки темного и воздушного шоколада; простая вода; тарелка с тертым шоколадом; столовая ложка для нагревания шоколада; подставка со свечей; спички; волшебная коробочка; шоколадные сюрпризы; салфетки; цветной зернистый пластилин на каждого ребенка;; стеки; доски для лепки; картинки и изображением сладостей.
Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основная образовательная область – познавательное развитие (ФЦКМ). Педагог рассказывает детям «Что такое шоколад»? и предлагает поиграть в игру, в ходе которой у детей расширяется представление о свойствах шоколада, а также закрепляются умения решать логические задачи, формируются умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Вос-ль: Доброе утро, ребята! Ребята, вы, конечно, любите слушать разные истории. Послушайте сказку «Про улыбку»
«- Жила – была улыбка. Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады видеть ее у себя в доме. Улыбка охотно ходила в гости, помогала людям в делах, старалась никого не обидеть, ни старенького, ни маленького.
Но однажды…В городке, где жила Улыбка, появился человек. Он был всем недоволен, постоянно сердился: сахар был ему не сладким, молоко – не белым, солнце не ярким, а дети – не послушными. Он сердился на всех и в хорошую погоду, и в ненастье. И вот, как – то раз он повстречался с улыбкой. Человеку стало очень хорошо. Солнышко стало ярким, сахар – сладким»
Вос – ль: Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- А теперь, давайте улыбнемся друг друга так, чтобы настроение стало хорошим на весь день.
- Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что у вас поднялось настроение. Что еще может поднять настроение?
Дети: Хорошая погода. Новая игрушка. Веселая музыка. Просмотр любимого мультфильма. Что - нибудь вкусное.
2. Актуализация
Вос-ль: Ребята, я загадаю вам загадку об одном продукте, который очень любят взрослые и дети. Вот послушайте:
Завёрнут в серебро,
Как его вы развернёте,
Моментально вы поймёте,
Что нашёлся сладкий клад.
Это вкусный. (шоколад)»
3. Затруднение в ситуации
Вос - ль: Ребята, а что такое шоколад? (Ответы детей)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Я вам расскажу «Что такое шоколад? Откуда он к нам пришел?» Просмотр презентации на данную тему.
«В тропических лесах Северной и Южной Америки и Австралии растут деревья, которые назвают «теоброма какао», что в переводе значить «божественный напиток какао» или «деревья какао».
Вос-ль: Как называется дерево? (Ответы детей)
«- Есть у этого дерева любопытная особенность – плоды его растут не на концах ветвей, как, например, яблоки, груши или апельсины, а сидят прямо на стволе»
Вос – ль: Какая особенность есть у этого дерева? (ответы детей)
«- В плодах под защитой мясистой оболочки ровными рядами лежат плоские красноватые или коричневатые семена. Они и есть так называемые «бобы» какао – твоя будущая шоколадка. Из семян какао – бобы получают порошок. На кондитерской фабрике, смешивая этот порошок с сахаром и молоком, делают шоколад.
Вос – ль: Ребята, из чего делают шоколад?
Дети: Из семян какао – бабы получают порошок, а на кондитерской фабрике добавляют сахар, молоко – получается шоколад.
Вос-ль: Молодцы ребята!
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Шоколадный флэш». В ходе, которой закрепляются умения детей решать логические задачи на сложение и вычитание; совершенствуется фонематический слух: название слов с определенным звуком.
- Первое задание: (обращаю внимание на экран) «Веселые задачи»(СЛАЙД 1, 2, 3). Задача 1.7 воробышек спустились на грядки,
Скачут и что - то клюют без оглядки.
Котик - хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать, без оглядки!
Сколько теперь их осталось на грядке?
Дети: Воробьев осталось 6.
Вос-ль: Задача 2. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку?
Дети: 12 глаз.
Вос-ль. Задача 3. Три гуся летят над нами,
Три других – за облаками,
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?
Дети: Гусей было 8.
Вос-ль: Молодцы, ребята! Второе задание игра со звуками «Доктор Айболит»
- Вспомните, как начинается сказка К. Чуковского «Доктор Айболит»?
Дети: Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Вос-ль: Молодцы, ребята!
- Доктор Айболит получил срочную телеграмму. В Африке заболели звери.
Помогите Айболиту собрать вещи. В чемодан надо положить
предметы, в названии которых есть звук «ш».
Дети: Шляпа, рубашка, шоколад, шорты.
Вос-ль Молодцы, ребята! Доктор и его друзья отправились в Африку на корабле.
Догадайтесь, как он называется. Составьте слово из первых звуков изображённых предметов (помидор, апельсин, ручка, улитка, стул).
Дети: Название корабля – Парус.
Вос – ль: Молодцы, ребята. А вот и Африка! Но впереди река. Помогите построить мост. Ребята, назовите дощечки, на которых предметы начинаются с гласного звука (арбуз, мяч, морковь, иголка, улитка).
Дети: Арбуз, иголка, улитка.
Вос-ль: Молодцы, ребята! Наконец доктор Айболит добрался до больных зверей.
Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!
6. Осмысление Следующие задание. (Дети проходят в минилабоарторию)
- Ребята, я предлагаю вам стать исследователями и узнать свойства шоколада. Согласны?
(Ответы детей. Дети подходят к столам, где будет проходить опыт)
- Ребята, что нам нужно узнать?
Дети: Свойства шоколада.
Вос – ль: Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются.
(Рассуждения детей)
Вос – ль: Молодцы ребята! У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада.
- А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? – (Да)
Дети: Шоколад имеет свойство ломаться, он - хрупкий.
Вос – ль: Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Сладкий)
- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горьковатый)
- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга? (различается)
- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколад раз вкус?
(Рассуждения детей)
- Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус,
Вос – ль: А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? – (Шоколад утонул).
- А теперь положите кусочек от воздушного шоколада.
– Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность).
- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)
- Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который при контакте с воды – поднимается вверх и не тонет.
его нагреть.
(Педагог проводит эксперимент. Шоколад растопился.)
- Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился).
- Итак, ребята. Какой мы сделаем вывод.
Дети: Шоколад бывает разный на вкус. Разный по форме. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться. Воздушный шоколад не тонет в воде.
Вос – ль: Молодцы, ребята! Вы заслужили сладкий приз «Шоколад». Молодцы!
(Звучит песня «Дружба», дети получают шоколадки)