Папки-передвижки

Картотека игр по патриотическому воспитанию в первой младшей группе

Галыгина Алена
Картотека игр по патриотическому воспитанию в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Блок «Я и мое тело»

1. Дидактическая игра «Как кого зовут?»

Цель: учить называть свое имя и запоминать имена сверстников.

Воспитатель сидит с детьми на ковре, показывает на ребенка, затем просит детей назвать имя ребенка и приговаривает: Это Ваня – Ваня у нас хороший, Ваня у нас пригожий….(и так с каждым ребенком).

2. «Собери портрет»

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Темочки:

Перед детьми лежат разрезные картинки с изображением человека. Воспитатель просит детей сложить картинку из частей так, чтобы получился портрет.

3. Логоритмическая игра «Это я».

Цель: закрепление знания органов чувств и частей тела человека, умения соотносить речь с движениями.

Ход игры.

Дети произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Это глазки. Вот, вот. (Показывают сначала один глаз, затем — второй)

Это ушки. Вот, вот. (Берутся за мочку левого уха, затем — правого)

Это нос. Это рот. (Левой показывают нос, правой —рот)

Там спинка, тут живот. (Левую ладошку кладут на спинку, правую — на живот)

Это ручки! Хлоп-хлоп. (Протягивают обе руки, потом хлопают)

Это ножки! Топ-топ. (Руки на поясе, два раза топают)

Ох, устали, вытрем лоб. (Ладонью проводят по лбу)

4. Дидактическая игра «Мальчики и девочки».

Цель: закрепление знаний детей о различиях между мальчиками и девочками, что мальчики будут папами, а девочки мамами, уметь находить сходство и различие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, поведении и деятельности.

Материал: картинки с изображением детей и взрослых разного пола с выделением особенностей внешнего вида, одежды, деятельности; картинки с изображением разных видов женской и мужской одежды, предметов деятельности.

Ход игры.

Педагог предлагает двум группам детей посоревноваться в наблюдательности. Дети должны из серии предложенных картинок выбрать те, на которых изображены лица определенного пола, деятельность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды и игрушки; рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выигрывает та группа, которая выполнила задание быстрее и правильнее.

5. Дидактическая игра «Кто что носит?»

Цель: развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.

Оборудование: фланелеграф, фигурки мальчика и девочки из картона, предметы одежды и аксессуары (бусы, зонтик, бантик, удочка, галстук и пр.)

Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.

6. Дидактическая игра "Подарки для Саши и Маши".

Цель: формирование гендерных представлений у детей.

Для игры понадобятся две куклы - девочка Даша и мальчик Саша, две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат "Подарки" (картинки с изображением различных предметов - игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а так же предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности). В ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.

7. Дидактическая игра «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»

Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.

Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т. д.

После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос :

-Чем похожи наши мамы (папы?

-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы?

-Какие внешние признаки их объединяют?

-Какие качества присущи всем мамам (папам?

-Кем вы будете, когда вырастете?

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них

8. Дидактическая игра «Собери цепочку»

Цель: формировать представления детей о половозрастном развитии человека.

Оборудование: набор карточек с изображением младенца-мальчика, дошкольника, школьника, юноши, мужчины, старика; младенца-девочки, дошкольницы, школьницы, девушки, женщины, старушки.

Ход игры: Детям предлагается выложить в «правильной» последовательности карточки.

Блок «Моя семья»

1. Дидактическая игра «Как зовут членов семьи».

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры.

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

2. «Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: коробочка, мишка.

Ход игры.

В гости к ребятам приходит мишка, который поссорился с мамой и не знает, как помириться. Дети по очереди рассказывают мишке о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в коробочку. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Материал: куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Ход игры.

Педагог вносит в группу большую красивую куклу, представляет ее и говорит, что она будет жить в группе. Предлагает построить ей комнату, где она будет спать и играть.

Далее воспитатель напоминает, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать, разговаривать с ней. Мальчикам можно предложить построить из стульев машину и покатать девочек вместе с куклами.

4. Дидактическая игра «Моя семья».

Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова.

Материал: пальчиковый театр с изображением персонажей семьи: папы, мамы, сына или дочки, бабушки, дедушки.

Ход игры.

Воспитатель надевает себе на пальцы персонажей из пальчикового театра и читает потешку:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я.

Вот и вся моя семья.

После того, как все персонажи будут надеты, взрослый предлагает ребёнку показать и назвать по очереди всех членов семьи.

5. Сюжетно-ролевая игра «Ждем бабушку в гости»

Цели: закрепление знаний о культуре поведения в случае, когда приходят гости; воспитывать дружеские отношения, вежливость, гостеприимство; учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью.

Ход игры.

Педагог сообщает, что в гости к ребятам приезжает бабушка. Совместно с детьми проговариваются действия, которые обычно совершаются при ожидании гостей (убираем дом, накрываем стол, надеваем красивую одежду). Наводится порядок в группе, каждому ребенку дается задание.

При накрывании на стол, проговаривается порядок действий (Что сначала поставим на стол? Что поставим на блюдца? Что положим с правой стороны). Разыгрывается встреча бабушки с ребятами. Проговаривается, как можно поухаживать за бабушкой, правила поведения за столом, как поблагодарить за гостинцы.

6. Игра-драматизация «Петушок и его семья»

Цель. Формировать представления о семье на примере семьи Петушка; показать заботу родителей о своих детях.

Воспитатель рассказывает потешку в форме загадки про петушка. Появляется петушок. Педагог с детьми проговаривает стихотворение о петушке. Проводится беседа о семье петушка, приглашается курочка. Далее ребята помогают курочке найти спрятавшихся цыплят, проговаривая потешку.

Курочка-тараторочка

По двору ходит,

Хохолок раздувает,

Малых деток созывает:

«Ко-ко-ко!»

После того, как нашли цыплят, еще раз называются члены семьи петушка. Проводится беседа о том, как папа-петушок и мама-курочка заботятся о своих детях- цыплятах, что они учат их находить себе корм, любят их и оберегают, пока цыплята не станут большими.

Блок «Мой детский сад»

1. Экскурсия по детскому саду

Цель: сформировать знания о своем детском саде, умение ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения.

Посещение кухни (знакомство с поварами, рассматривание и называние кухонной посуды, прачечной (знакомство с прачкой, называние приборов-помощников, одной группы (знакомство с ребятами и воспитателем группы).

2. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»

Цель: уточнение представлений детей о профессиях сотрудников детского сада, об инструментах, принадлежащих людям данной профессии; развитие речи.

Дети получают карточки с изображением профессий сотрудников детского сада и карточки с изображением инструментов. Необходимо разложить карточки по парам — изображение профессии и инструментов, принадлежащих людям данной профессии. После выполнения задания дети рассказывают кому, что и зачем нужно для работы.

3. Дидактическая игра «Отгадай и опиши»

Цель: закрепление представлений о профессиях сотрудников детского сада, знания их имён; развитие умения составлять небольшие описательные рассказы.

Воспитатель показывает детям фотографии сотрудников детского сада.

Задача детей рассказать о том, кто изображён на фотографии, его профессия, чем занимается, что у него есть в кабинете, какие орудия труда использует.

4. Словесная игра «Если бы не было…»

Цель: закрепление представлений детей о роли людей разных профессий, работающих в детском саду.

Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

Если бы не было поваров в саду, то…

Если бы не было прачек в саду, то…

Если бы не было музыкального руководителя, то…

Если бы не было воспитателей, то…

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было помощника воспитателя в саду, то…

5. Угадай растение по описанию

Цель: познакомить с основными отличительными чертами комнатных растений, находящихся в группе.

Воспитатель выбирает 2- 3 комнатных цветка, имеющих существенные отличия. Рассказывает об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», «на травку», затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие, длинные, окраску цветов (основные цвета, их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предположить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.

Блок «Моя малая родина»

1. Игра – путешествие «Мой город»

Цель. Формировать понятие «город», воспитывать любовь к городу, в котором ты живешь.

Дети рассматривают фотографии с видами родного города и узнают об их назначении. Далее рассматриваются фотографии с изображениями домов, расположенных рядом с детским садом, улицы, дороги.

2. Словесная игра «Где это находится?»

Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться в районах города, продолжать формировать знания о достопримечательностях родного города.

Ход игры:

Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию и постараться назвать, что на ней изображено, и где это находится.

3. Дидактическая игра «Узнай зверя по описанию» (дикие животные нашего края)

Цель: учить детей узнавать животных по описанию.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

- Серый, злой, голодный. (Волк.)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

4. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» (дикие животные нашего края)

Цель: знакомить детей с голосами диких животных.

- Скажите, как подают голос звери?

- Что делает волк - (воет).

- Что делает лиса - (тявкает).

- Что делает медведь - (ревет).

- Что делает белка - (цокает).

5. Дидактическая игра «Назови семью» (дикие животные нашего края)

Цель: закреплять знания детей о названиях диких животных, их семьях.

Папа - медведь, мама - (медведица, детеныш - (медвежонок).

Папа - волк, мама - (волчица, детеныш - (волчонок).

Папа - еж, мама – (ежиха, детеныш - (ежонок).

Папа - заяц, мама – (зайчиха, детеныш - (зайчонок).

Папа - лис, мама - (лисица, детеныш - (лисенок).

6. Дидактическая игра «Найди домашних и диких птиц» (птицы нашего края)

Цель: познакомить с основными отличиями домашних и диких птиц.

Детям предлагаются карточки с фотографиями домашних и диких птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют домашних, а на другую диких птиц.

7. Дидактическая игра «Покорми птичку»

Цель: формировать элементарные понятия о птицах родного края зимой.

Воспитатель показывает детям вырезанные картинки птиц родного края и кормушку. Затем предлагает покормить птичек, поочередно подносить птичку к кормушке, называя птицу – воробей, голубь, синица, снегирь (при затруднении воспитатель помогает).

8. Дидактическая игра «Деревья нашего края»

Цель: формировать умения различать деревья по характерным особенностям листьев, ствола, плодов.

Подобрать и назвать особенность каждого дерева ( например: на дубе растут жёлуди, у берёзы есть серёжки и т. д.)

Блок «Народные подвижные игры»

1. Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность.

Перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод, (дети водят вокруг кота хоровод)

На печи дремлет кот.

Тише мыши, не шумите, (приседают и грозят пальчиком)

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот — (стучат ладошками по коленям)

Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

2. Подвижная игра «Заинька»

Цель: Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.

Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и показывает детям движения.

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

2. Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши)

3. Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

4. Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

5. Заинька поклонись, серенький поклонись

Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны).

Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только 1, 2 и 4 куплеты. При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становиться в середину круга и выполняет все движения по тексту песни.

При следующем водящем можно добавить еще один куплет:

Заинька выбирай, серенький выбирай!

Вот так этак, выбирай (2 раза)

3. Подвижная игра «Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг, ходят по кругу и приговаривают слова:

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Посреди кружочка

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка

Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцуют, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

4. Подвижная игра «Курочка – хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Ход игры: Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше)«кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке.

Воспитатель говорит :

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит :

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме.

Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»

При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

5. Подвижная игра «Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились. Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

6. Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит : «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит : «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Светит солнышко сильнее

Светит в нашу комнату

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку! (дети прыгают, танцуют, хлопают в ладошки)

Дождик, дождик все быстрей!

Все под зонтик поскорей! (Бегут под зонтик)

7. Подвижная игра «Зайка шел»

Цель: Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту.

Ход игры: Возьмитесь за руки, образуя круг.

Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

8. Подвижная игра «Козлик»

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту.

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять, (Дети двигаются в центр круга и обратно)

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит, (Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки»)

По-козлиному кричит: «Бе-е-е, бе-е!» («Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются)

9. Игра с «петушком»

Цель: развивать умение быстро ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту, внимание.

Ход игры: Дети стоят лицом в круг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит – Тот бежит! - Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по кругу, но в противоположную сторону. Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать

В процессе подготовки доклада были использованы материалы из открытых источников

Публикации по теме:

Дидактическая игра на липучках по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Предметы русского быта»Дидактическая игра на липучках по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Предметы русского быта» Цель: ознакомления детей с предметами старинного русского быта. Задачи: • формировать знания детей о предметах быта русского народа;.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитаниюКартотека дидактических игр по патриотическому воспитанию Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию «Найди флаг» Цель: закрепить представления детей о государственном флаге; развивать.

Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 5–7 лет Игры для детей 5 - 7 лет. 1. Игра «Узнай Российский флаг (герб) Цель игры: закрепить представление детей о государственном флаге (гербе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по патриотическому воспитанию в первой младшей группе
Опубликовано: 27 января 2025 в 19:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по патриотическому воспитанию в первой младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Галыгина Алена (УИ 3527060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД