Евгения Лемясева
Игры по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Поезд»
Цель: развитие речевого слуха – способствовать развитию умения выделять первый и последний звук.
Игровой материал: поезд, игрушки или картинки.
Ход игры: Игра проводится так же, как и «Машина», но детям нужно уметь начальный звук и конечный. В каждый последующий вагон можно погрузить предмет, название которого начинается на тот звук, которым кончилось предыдущее слово (например, в первый вагон погрузили помидор, значит во второй – редиска, а в третий – апельсин).
2.«Мамина сумка»
Цель: развитие речевого слуха – способствовать развитию умения выделять первый звук.
Игровой материал: картинки с продуктами питания или игрушки.
Темочки:
Ход игры: Воспитатель сообщает игровую ситуацию «Мама пришла из магазина с полной сумкой покупок. Догадайтесь, что она купила, если в названиях покупок есть звуки «м» и «м’». Дети подбирают соответствующие слова: масло, молоко, морковь, м д, мыло. Потом из сумки достаются картинки или игрушки с целью проверки правильных ответов. Педагог меняет «звук», и игра продолжается.
3.«Магазин одежды»
Цель: упражнять в определении первого звука в словах – выбирать («покупать») одежду по определенному звуку в начале слова; способствовать развитию умения классифицировать одежду по видам на основе общих признаков: верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы, обувь.
Игровой материал: Предметные картинки с изображением одежды, названия которых начинаются со звуков [п] – пальто, платье, платок, панама; [б] – безрукавка, брюки, блузка, ботинки; [с] – свитер, сапоги, сарафан, сандалии; [к] – куртка, костюм, комбинезон, кеды, колготки, кепка; [ш] – шуба, шорты, шапка, шляпа; [т] – тельняшка, трусы, туфли, тапочки. Картонные квадраты с буквами: б, п, с, к, ш, т. Ход игры: Картинки с одеждой разложены «на полках» по видам: верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы и обувь. Воспитатель приглашает детей в новый магазин одежды, чтобы посмотреть, какой товар туда завезли. Обратить внимание детей на то, что одежда разложена на полках в определенном порядке. Спросить почему и каким словом можно назвать все эти предметы. Воспитатель раздает детям по 3 квадратика с разными буквами – это деньги. На эти деньги можно купить по одной вещи с каждой полки, если ее название начинается на этот звук, который обозначен буквой. В конце игры можно спросить, что и в каком отделе купил. («Я купил куртку в отделе «Верхняя одежда», брюки – в отделе «Легкое платье», а сапоги – в обувном отделе». Выигравшими считаются дети, которые «купили» 3 вещи в разных отделах магазина. Можно предложить детям купить одежду для определенного времени года и по просьбе воспитателя назвать обобщенным словом свой набор одежды: зимняя, весенняя, летняя, осенняя.
4.«Цепочки»
Цель: Упражнять детей в выделении одинаковых звуков в начале и конце слов при соединении в цепочку карточек – домино; способствовать развитию умения обозначать буквой два одинаковых звука в словах при соединении карточек (старшая и подготовительная группа); осуществлять контроль за действиями партнеров по игре (подготовительная группа).
Игровой материал: Наборы из 8 карточек – домино в 4 конвертах. Карточки каждого набора и конверт обозначены своим значком (например, кружочками одного цвета). Буквы, написанные на маленьких картонных ромбиках: для 1 набора – р, м, а, к, н. и, т; для 2 набора – к, л. Н, ш, м, а. я; для 3 набора – а, р, о, к, с, м. ц; для 4 набора – д, ш. м, к, о, н, а. Картинки на карточках расположены в такой последовательности: 1. зонт – тигр, рак – ком, муха – астра, автобус – сук, ключ – чемодан, носки – иголки, индюк – кит, танк – кошка. 2. Троллейбус – сук, колос – стул, лук – клоун, носок – карандаш, шуба – аквариум, морковь – ветка, автобус – свинья, яблоко – обруч. 3. Вагон – нога, аист – топор, рак – кресло, очки – индюк, клоун – нос, свекла – аквариум, мухомор – ранец, цыпленок – куст. 4. Кнут –тетрадь, дятел – ландыш, шалаш – шлем, месяц – цыпленок, колпак – колесо, облако – олень, незабудки – иголка, автобус – слива. В каждом наборе первая карточка помечена звездочкой. С нее начинается составление цепочек. Ход игры:1вариант: Составь пары. Воспитатель дает детям один из наборов и предлагает разложить перед собой все карточки и составить из них пары. Объясняет, что соединить по две можно только те карточки, у которых в названиях предметов есть одинаковые звуки. На 1-й карточке такой звук должен находиться в конце слова, а на 2-й, которую нужно присоединить, с такого звука слово должно начинаться. Предлагает сначала вместе попробовать сделать по одной паре из своих каточек: «Возьмите карточку со звездочкой и назовите по очереди последний звук в названии второго предмета (дети называют звуки [р], [к], [а], [д], а теперь поищите карточку с предметом, название которого начинается с этого звука (это слова: рак, колос, аист, дятел)», Воспитатель кладет между карточками ромбик с соответствующей буквой и дает задание – составить еще по три пары из остальных карточек. Выполнив задание, дети называют одинаковые звуки у двух слов, берут у воспитателя нужную букву и кладут ее между парными карточками. 2 вариант: Сложи цепочки из трех карточек.
5.«На каком месте этот звук?»
Цель: Способствовать развитию умения определять место звука в словах – в начале, в середине и конце. Научить распределять 9 слов на клетки карточек в соответствии с позицией данного звука в названиях зверей (или домашних животных, птиц и растений. Объединять в группы зверей, птиц, растения (классификация).
Игровой материал: карточки с 9 картинками и наборы картинок в конвертах с буквами: на звук [л] – лошадь, ласточка, лук, слон, голубь, яблоко, осел, дятел, орел; на звук [р] – рысь, роза, ромашка, кенгуру, воробей, сорока, тигр, бобр, мухомор; на звук [с] – собака, свинья, снегирь, капуста, астра, аист, колос, ананас, абрикос; на звук [к] – кабан, крот, колибри, свекла, гвоздика, галка, волк, цыпленок, василек.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке с 9 клетками, лежащей лицевой стороной вниз, перевернуть ее и взять конверт с набором картинок, обозначенных такой же буквой, как на карточке. Объясняет правила и игровые действия в игре: «На каком месте этот звук?»: «Нужно разложить картинки на клетки карточки так, чтобы в 1-й столбик попали слова, которые начинаются со звука, который обозначен буквой, во 2-й – слова, где данный звук находится в середине слова, а в 3-й, где слово заканчивается на этот звук».
Для проверки выполненного задания воспитатель задает вопросы: 1. Назови все слова во 2-м столбике на карточке со звуком [л]. Что у них общего? (У всех слов звук [л] находится в середине.)
2. Назови все слова в последнем ряду на карточке и скажи, что их отличает друг от друга. (Слова «ромашка», «сорока», «мухомор» отличаются разным расположением звука [р]. Слово «ромашка» начинается с этого звука, а «мухомор» оканчивается этим звуком.) 3. Назовите растения с одинаковым звуком в словах в начале и конце слова. (Ромашка и роза – звук [р] в начале слова; колос, ананас, абрикос – звук [с] в конце слова.) 4. У кого на карточке в 1-м ряду 3 зверя? Чем слова, обозначающие названия этих зверей, отличаются друг от друга? (Рысь, кенгуру и тигр отличаются разным положением звука [р] в начале, середине и на конце слов.) и т. д. Воспитатель следит, чтобы дети, выполняя задания, не путали столбик и ряд на карточках.
Предупреждает их, что на многие вопросы будут отвечать не один, а двое детей, поэтому при любом вопросе воспитателя следует смотреть на свою карточку и решать, не относится ли вопрос к нему. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры дети по количеству фишек распределяют 1, 2 и 3 места.
6.«Магазин»
Цель : упражнять детей в дифференциации звуков [р] - [л], [с] - [ш].
Игровой материал: Картинки с изображением посуды и одежды (в названии всех предметов имеются звуки [с], [р], [л], [ш]: сахарница, стакан, сковородка, свитер, сарафан, рубашка, шляпа, кувшин, чашка и т. д. Предметы, в названиях которых встречаются 2 звука ([с] и [р] или [л] и [ш], представлены в двух вариантах (2 свитера, 2 сахарницы и т. д.). Под картинками нарисованы квадратики (на квадратик играющие будут класть деньги). Ход игры: Играют четверо детей. «Деньги» - буквы - лежат на столе изображением вниз. Каждый играющий берет себе по 6 любых монеток и покупает соответствующий товар. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду продавцом, а вы – покупателями. На свои деньги каждый из вас может купить в магазине шесть разных предметов. На деньги с можно купить те предметы, в названиях которых есть звук [с], на деньги р – вещи со звуком [р]. Монетку выкладывайте на квадратик под нужным вам номером. Если уплатите правильно, я продам вам товар». Выигрывает тот, кто быстрее израсходует свои деньги.
7.«Слоги и ударения»
Цель: Упражнять детей в делении на слоги двухсложных и тр хсложных слов, выделять ударный слог в слове.
Игровой материал: карточки, раздел нные на 6 клеток (4 штуки, расположенные в 2 столбика, над которыми находятся схемы для слов с ударением на 1-м и 2-м слоге, картинки с изображением зверей птиц, растений и предметов одежды
Ход игры: Играют 4 ребёнка. Воспитатель разда т набор картинок каждому играющему (звери, птицы, растения или одежда) и карточку. Объясняет игровое задание: «Нужно определить в каждом слове ударный слог и расположить свои картинки в 2 столбика. На карточках над каждым столбиком нарисованы вместе 2 маленьких квадратика. Это - схемы по которым вы узнаете, какие карточки класть в 1-й столбик, а какие во 2-й.
Если закрашен первый квадратик значит, ударение падает на первый слог, если второй квадратик, то ударений падает на второй слог.
8.«Вкусные слова»
Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги; способствовать закреплению в словаре детей названия продуктов питания.
Игровой материал: картинки с продуктами питания.
Ход игры: Начиная игру, скажите, что сегодня вы будете отмечать день рождения любимой куклы (любой другой игрушки, и предложите выбрать угощение к чаю. Но, выбирая угощения, нужно отобрать только те, названия которых состоят из двух или трех частей. Предложите ребенку перечислить такие сладости. Двухсложные слова: тортик, вафли, халва, пирог, лимон, сахар. Трехсложные: конфеты, варенье, печенье, шоколад.
Пусть малыш объяснит, почему не выбрал слово пирожное или мороженое.
9. «Почтальон»
Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать.
Игровой материал: домики с написанными буквами; картинки.
Ход игры: Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту.
Задания:1) Отнести только в те домики, где буквы согласные. 2) Отнести только в те домики, где буквы гласные. Возможны варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги.
Задания:1) Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым. 2) Отнести почту в домик, где слог с согласным мягким.
Возможны варианты: можно на домике прикреплять слова.
Задания:1) Отнести почту в домик, где в слове два слога. 2) Отнести почту в домик, где в слове один слог.
10. «Занимательный каледойскоп»
Цель: определять первый звук в слове, находить мягкий или твердый согласный, гласный, делить на слоги. Игровой материал: дидактическое пособие «Занимательный калейдоскоп» состоит из: игрового поля, оформленного в виде круга,
разделенного на семь частей - секторов (каждый
сектор круга соответствует цвету радуги, в центре круга находится кружок, на секторах и кружке расположены «липучки» для карточек; картинки, набор стрелочек (красные, синие, зеленые).
Ход игры:
1. вариант: «Найди слова на заданный звук». Найди слова, которые начинаются со звука В.
"волк", звук В - согласный твердый
2 вариант: «Найди пару». Покажи слова, которые начинаются на мягкий согласный, или с одного звука…медведь -звук «мь» - согласный мягкий лиса - звук «ль» - согласный мягкий
3 вариант: «Найди ударение». Найди слова, в которых ударение падает на первый гласный звук.
4 вариант: «Раздели на слоги».
5 вариант: «Придумай предложение». Найди 2 слова, которые начинаются со звука "М", придумай предложение. (Мама купила молоко и масло).