Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками старшей группы «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие
Возрастная группа : старшая
Тема: «Путешествие в сказку»
Основные цели: - обогащать знания детей о профессии актера, продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей;
-развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать движениями и мимикой характер героев, желание участвовать в творческой драматизации;
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками старшей группы „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- развивать воображение, творческие и артистические способности, умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев;
- содействовать формированию нравственных качеств личности, таких как:
внимание и забота к окружающим людям, скромность и доброта;
-воспитывать интерес к русским сказкам, желание читать их, понимать глубокий смысл, знать сказки наизусть.
Дидактический материал: проектор, экран, слайды с изображением героев сказок.
Оборудование и атрибуты: декорации яблони и лесных деревьев, «волшебная» палочка, фонограммы, костюмы для драматизации.
Предварительная работа: чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц - хваста», изготовление костюмов и декораций.
Словарная работа: гумно, кокорина.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
Звучит негромкая (сказочная) музыка.
Воспитатель.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но нельзя на свете нам прожить без них.
Любите ли вы читать сказки?
Дети. Да. Любим.
Воспитатель: И я очень люблю.
А как можно сказать о сказке, какая она?
Воспитатель.
Если в сказке есть волшебство, то она? Дети – она волшебная. Если в сказке есть чудо, то она чудесная. Есть добро - она добрая. Есть загадка - она загадочная. Есть мудрость – она мудрая. Есть радость - она радостная. Если забава - она забавная. Если чему-то учит, то она – поучительная и т. д.
Воспитатель.
А где живут сказки?
Дети: В книгах, по сказкам ставят спектакли, создают мультфильмы и фильмы.
Воспитатель.
Скажите, пожалуйста, почему сказки называют народными? (ответы детей) Верно, потому, что их придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать. Читая
сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
Воспитатель обращается к детям :
Да, я знаю, вы слушаете и читаете их с наслаждением. Сегодня я вам хочу предложить отправиться в путешествие по стране сказок. А чтобы отправиться в путешествие нам надо сказать волшебные слова (воспитатель берет волшебную палочку, машет ей). Закройте глаза:
Вокруг себя обернись
в волшебной стране окажись!
Дети открывают глаза.
Воспитатель. Ребята, смотрите - это яблоня с молодильными яблоками. В какой сказке о ней говорится?
Ответы детей. (В сказке «Молодильные яблоки»)
На чудо - яблоньке появились яблоки. И на них задания. Хотите выполнить эти задания? А сможете? (да).
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) Повторить названия сказок.
2)Закрепить умение угадывать сказки по памяти.
3)Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение; развивать внимание, память, связную речь.
Воспитатель.
Начнём. Срываем первый плод
Нужно угадать название сказок.
Воспитатель зачитывает задание, а дети отгадывают героев сказки, (затем показывает слайд).
-Спасите моих братцев! Один клюв на сторону свернул, а другого чуть лиса не съела.
-Помогите! Моей коровушке угрожает опасность!
-Было у царя три сына. Младший сын бросил стрелу, и попала стрела в болото.
А в болоте - лягушка.
-Стань передо мной как лист перед травой.
-Появился в лесу заяц, который всем говорил, что у него не лапы, а лапищи. Не усы, а усищи.
Ответы детей. Дети называют сказки. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) Создать мотивационную ситуацию, для того, чтобы узнать как стать актером.
2) Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины.
А кто из вас хотел - бы сыграть роль в постановке сказки? (Ответы детей). Что нам нужно для этого знать? Ответы детей (знать сказку).
Как называются люди, которые играют в театральных постановках? (Актёры).
Для того, чтобы стать хорошим актёром нужно много знать и уметь. В волшебной стране сказок живут знания и умения, которыми должны обладать актёры. Там играют и поют, там все мечты сбываются.
Возникает затруднение, так как дети не знакомы с тем, что знают и умеют актеры. Сможем ли мы сыграть в спектакле? Почему не сможем? (потому, что не знаем, что умеют актеры). Что, нам нужно узнать? Что знают и умеют актеры.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи.
1) Формировать представление о том, какими знаниями и умениями обладают актеры.
2) Актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;
3)Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, связную речь.
Чтобы попасть в страну сказок, нужно взять с собой воображение. И если мы выполним эти задания, то станем настоящими актёрами.
Воспитатель.
Задание 2:
«Покажи мимикой и жестами».
Актёры умеют изображать мимикой и жестами различные действия.
И сейчас, я попрошу вас изобразить настроение, которое вы услышите в стихотворении.
Я буду вам стихи читать.
А вы, настроение попробуйте показать
(воспитатель читает стихотворения, дети с помощью мимики и жестов изображают настроение).
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
***
Ой-ой-ой! Как мне страшно!
Ой-ой-ой! Как ужасно!
Я боюсь, боюсь, боюсь,
Лучше я притаюсь!
***
Какой чудесный день!
Работать мне не лень!
Со мной мои друзья
И песенка моя!
Вы всё правильно показали. А какое настроение вы показывали? (Ответы детей)
Воспитатель:
А теперь ребята, покажите жестами следующие действия «иди сюда», «тихо», «не ходи туда», «до свидания», «я думаю».
Дети изображают жестами действия.
Воспитатель:
Молодцы! С этим заданием вы тоже справились! А значит, мы можем опять подойти к чудо-дереву. Посмотрите на него, там ещё есть плоды с заданиями. Давайте сорвём третий плод.
Задание 3: «Произнеси скороговорку»
Вы знаете, ещё актеры должны четко и быстро проговаривать слова.
А для чего актёрам следует правильно выговаривать слова?
(Ответы детей). Чтобы, было понятно, что они говорят.
А теперь послушайте скороговорку:
«На дворе трава, на траве дрова».
Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить. (Заучиваем скороговорку)
А теперь я предлагаю произнести скороговорку с заданием.
Произнести всем вместе с разной силой голоса: медленно и быстро.
Молодцы ребята, все постарались! Ребята скажите, вам было легко или сложно выполнять эти задания? (Ответы детей).
Да, трудно было выполнять задание, но мы справились.
Воспитатель:
Предлагаю вам сорвать четвертый плод.
Задание 4: «Волшебные превращения»
Мы с вами будем изображать лесных животных. А какие животные живут в лесу? Как еще называют лесных животных? (дикие животные). Слушайте внимательно музыку, и вы догадаетесь, какое животное вам нужно изобразить.
ВКЛЮЧИТЬ МИНУСОВКИ (ЖИВОТНЫХ).
(Звучит музыка, дети имитируют движения медведя, волка, лисы, зайца).
Вы правильно все изобразили животных. Я даже поверила, что попала в настоящий лес. И с этим заданием вы тоже справились.
Предлагаю вам сорвать пятый плод. Давайте посмотрим. Что же за задание на нём?
Задание 5: «Живой оркестр»
Ребята, как вы думаете, какие звуки могут издавать наши руки и ноги? Топать, хлопать,
стучать.
Правильно. И я вам, сейчас предлагаю изобразить «Живой оркестр». Сначала мы определим, кто будет хлопать в ладоши, кто будет хлопать по коленкам. Кто будет топать ногами. (Воспитатель распределяет детей).
Воспитатель: Приготовились, как только зазвучит музыка, начинаем выполнять движения.
ФОНОГРАММА «Живой оркестр»
Молодцы! Какой замечательный у нас с вами получился «Живой оркестр»
Оказывается, все эти задания были разминкой перед самым главным заданием.
Срываем последний шестой плод.
Задание 6: «Покажи сказку».
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.
Дидактические задачи:
1)Формировать опыт творческой драматизации.
2)Тренировать мыслительные операции сравнение, обобщение, развивать творческие и артистические способности, воображение.
Воспитатель. Ребята, теперь вы знаете, какими знаниями и умениями обладают актеры?
Ответы детей. Они должны использовать мимику и жесты, четко проговаривать слова, имитировать движения сказочных героев, свободно двигаться. Но, что попробуем стать настоящими актерами? (Да).
Сначала отгадаем загадку.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы!
(заяц)
Правильно, это заяц.
Как называется сказка? (ответы детей)
Молодцы ребята. Эта сказка называется «Заяц – хваста». Хотите превратиться в актеров? (да)
Кто будет играть роль зайца - хвасты? А кто сыграет роль вороны? А вы хотите сыграть зайчиков и собачек? (да). Кто хочет читать слова автора? Ну вот, роли мы распределили, актёры пойдут переодеваться.
Все готовы. Итак, начнем.
Инсценировка сказки.
Воспитатель.
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
Заяц - хваста.
—У меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы, а збищи — я никого не боюсь.
Зайцы (наперебой) :
-Тетка ворона! Заяц - хваста говорит:
-Я никого не боюсь!
Ребенок (слова автора).
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
Заяц-хваста.
—Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
Тетка ворона.
—А как ты хвастал?
—А у меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы, а збищи.
Ребенок (слова автора).
Вот она его немного поругала:
Ворона.
—Более не хвастай!
Ребенок (слова автора).
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили, и давай мять, а заяц это увидел.
Заяц - хваста.
«Как бы вороне помочь?»
Ребенок (слова автора).
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
Тетка ворона.
—Вот ты молодец, не хвста, а храбрец! (Выходят артисты кланяются, зрители хлопают)
Ребята, о ком идет речь в этой сказке? (ответы детей). Какой был заяц вначале? А потом? (Ответы детей).
Дети, а вы знаете, что означает слово гумно? (хранилище зерна)
А слово кокорина? (коряга)
По окончании работы воспитатель хвалит детей. Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну сказок. Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
Вокруг себя обернись
в детском саду окажись!
Вот мы и вернулись в детский сад!
6. Осмысление.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель: Дети, молодцы. Вы много знаете, много умеете.
Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в сказке)
Понравилось ли вам путешествие? Каких сказочных героев вы встретили? (ответы детей) Какую сказку инсценировали? Сложно вам было быть артистами? Какие знания помогли?
Ответы детей.
Молодцы актёры. А вам зрители понравилась сказка?
Воспитатель: Путешествие наше закончилось, но мы еще не раз встретимся с нашими «друзьями» - сказками.