Мария Марусенко
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе
«Путешествие в шахматное королевство»
Цель: познакомить с игрой «Шахматамы»
Задачи:
Обучающие
- дать представления о некоторых аспектах истории «Шахматы»
- уточнить и расширить знания о правилах игры
- расширять и активизировать словарь детей по теме шахматы (шахматная доска, шахматные фигуры, шахматисты)
Развивающие
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи
- развивать зрительное внимание и наблюдательность
Воспитательные
Публикация «Конспект образовательной ситуации в старшей группе „Путешествие в шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- развивать коммуникативные умения при работе в группе.
- способствовать формированию поведения детей в соответствии с гендерной принадлежностью
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, ответственности, активности, инициативности
Предварительная работа
Заучивание стихотворения о шахматах
Оборудование
Шахматная доска с фигурами, разрезные картинки
Техническое оснащение
Проектор, экран, ноутбук
Слайды
1 – письмо, 2 – видео, 3 – ворота замка закрыты, 5 – шахматное королевство
Ход образовательной ситуации
Введение в игровую ситуацию
Цель: Создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность;
Ребята доброе утро! Доброе утро
Нам кажется письмо! (Слышится звук смс.) (1 слайд)
«Дорогие ребята! Я приглашаю вас в гости в свое королевство!
А чтоб добраться до него вам нужно выполнить мои задания.»
Ребята вы любите ходить в гости? Да
Хотите сейчас отправиться в гости в королевство? Да
Нам нужно узнать, кто же нас приглашает.
Подойдите к доске.
Игра: «Муха»
Цель: развивать пространственные представления, внимание, умение точно выполнять учебную задачу, уточнять отношения: справа, слева, вверх, вниз.
Задание: найти круг белого цвета, Это старт. Глазки вверх, влево, вверх, вправо, вверх, вправо. Какого цвета круг? Черный.
Вы молодцы! Давайте посмотрим, кто же нас приглашает. Машенька переверни черный круг.
(картинка фигуры черного короля)
Что же это за король? Это шахматный король
Верно, а что бы узнать, как называется его королевство?
Отгадайте загадку:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Ответ: Шахматы
Правильно
Воспитатель достает шахматную доску.
Что это ребята, кто знает? Это шахматная доска.
А зачем она нужна? Ответьте полным предложением. Она нужна, чтобы играть в шахматы.
Кто хочет поиграть в шахматы? Много желающих
Давайте все поиграем, подходите. Выходят несколько человек.
Можно начинать. У детей недоумение и вопросы (а как играть, а где фигуры, а нас много)
Удобно ли вам будет сейчас играть? Нет
Как вы думаете, сколько человек может одновременно играть в шахматы? Два
Останьтесь двое и сядьте так, как вы считаете удобно для игры. Двое детей садятся напротив друг друга
Люди, которые играют в шахматы называются шахматисты. Повторите ребята Шахматисты
Скажите ребята, можем ли вы прямо сейчас поиграть в шахматы? Нет
Чего нам не хватает? Фигурок, фигур, правила игры (или другие варианты)
Для игры в шахматы нам нужны шахматные фигуры и знания правил игры.
А чтобы получить шахматные фигуры, нужно выполнить еще одно задание короля.
Игра «Разрезные картинки»
Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, продолжать учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета.
Разделитесь на две команды (девочки и мальчики). У каждой команды на столе лежат части, из которых нужно собрать целую картинку.
Закончили. Скажите команда девочек, что изображено на вашей картинке? Полным предложением. На нашей картинке изображены шахматные фигуры коричневого цвета.
Все верно. А что получилось у команды мальчиков? Мы собрали белые шахматные фигуры.
Вы справились с заданием (воспитатель достает настоящие шахматные фигуры).
Теперь у нас есть шахматная доска и фигуры. Как вы думаете этого достаточно, чтоб играть в шахматы? Нет
Правильно. Мы отправляемся к следующему заданию. Встаньте, в колонну и шагайте за мной, повторяя слова.
Физкультминутка «Шахматы»
Цель: предупреждение утомляемости.
Есть доска у меня
Интересная она
Много клеток на ней
Черно-белых полей
А внутри у нее
Есть секрет волшебный
Там фигуры живут
И игры своей ждут
Вот мы и пришли. Шахматный король предлагает нам узнать легенду о шахматах.
Занимайте места (2 слайд - видео «Легенда о появлении шахмат»)
Видео: https://www.youtube.com/embed/5BhmWAWaeJQКто же придумал шахматы? Мудрец придумал игру шахматы
Для кого придумал мудрец эту игру? Мудрец придумал эту игру для Падишаха
Что же мудрец попросил в награду у Падишаха? В награду он попросил Зерно
Кто может показать как мудрец просил считать зерно? Выходит ребенок (остальные помогают) и кладет одно зернышко на первую клетку и так далее…
Смогли бы мы расплатиться с мудрецом? Нет (нужно очень много зерна)
А у падишаха хватило зерна? Нет (варианты ответов)
Вот мы и добрались до шахматного королевства. (3 слайд)
Осталось только открыть ворота.
Ворота откроются тому, кто ответит на все вопросы короля.
На чем играют в шахматы? На шахматной доске
Чем играют в шахматы? Шахматными фигурами
Какого цвета бывают фигуры? Черные и белые
Как называют людей играющих в шахматы? Шахматисты
Сколько шахматистов одновременно могут играть в шахматы? Два
Вы правильно ответили на все вопросы. Ворота открылись. (4 слайд)
Вот мы и попали в шахматное королевство, где мы будем узнавать много нового.
Что бы вы хотели узнать в следующий раз? Название фигур, правила, как играть и тд. (варианты детей)
Мы еще не раз вернемся в шахматное королевство. Но в гости не ходят с пустыми руками. Что мы можем принести в следующий раз жителям королевства? Варианты (рисунки, портреты жителей, поделки из разных материалов)
Каждый из вас дома приготовит подарок своими руками и принесет его.
Осмысление (итог)
Цель: приобретение опыта фиксирования достижений цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?
С чем мы познакомились?
Что нового узнали?
С какой трудностью вы столкнулись?
Как вам удалось справиться с трудностями?