Людмила Тараева
Конспект образовательной ситуации «Путешествие к инопланетянам. Звуки [л]-[л’]» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и закрепить знания и умения детей в области обогащения словаря, грамматического строя речи, овладения навыками звукобуквенного анализа слов.
Задачи:
1. Закрепление правильного произношения звуков Л и ЛЬ в слогах, словах, предложениях.
2. Развитие фонематического слуха, правильное воспроизведение слоговых рядов.
3. Обогащение и активизация словаря с данным звуком.
4. Закрепление употребления в речи множественного числа имен существительных в родительном падеже.
5. Закрепить навыки чтения, звукового анализа слов.
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Путешествие к инопланетянам, Звуки [л]-[л’]“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- НЛО, инопланетяне. Идеи для занятий с детьми
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование и материалы: картинки со звуком Л, ЛЬ: лопата, ослик, лиса, индюк, кот; буквы; звуковые пеналы; изображение космического корабля; игрушка – робот; звукозапись взлета корабля и физкультурной паузы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
– Ребята, кто знает, на какой планете мы живем? Значит, как нас можно назвать? (земляне) На каких языках говорят земляне? Какой для нас самый главный язык? (русский) Почему? (это язык страны, в которой мы живем, в которой родились и выросли) Мы уже много знаем о русском языке: что такое звук, буква, слог, слово, какие бывают звуки, какой гласный всегда делает согласный мягким.
А тех, кто (может быть) живет на другой планете, как называют? (инопланетяне) А как назвать язык, на котором говорят инопланетяне? (инопланетный) Я приглашаю вас в космическое путешествие к сказочной планете. Хотите?
II. Игровые задания.
1. Покупка билетов – дополнение слога до слова.
– Но прежде, чем полетим, нужно купить билеты на космический корабль. У вас на столах лежат карточки, нужно прочитать слог и добавить слог до слова – это будет ваш билет (пропуск) на корабль.
2. Характеристика планеты – характеристика звуков Л и ЛЬ.
– Планета, на которую мы полетим, называется «Планета ЛЬ». Все жители разговаривают на своем языке. Любимые их звуки Л и ЛЬ. Какие это звуки? Дайте характеристику им.
(согласные, звонкие, один твердый, другой мягкий)
3. Собери чемодан – выделение звуков Л и ЛЬ в словах, называющих одежду, игрушки, овощи, фрукты.
– Давайте соберем чемодан с одеждой, куда положим только ту одежду, в названии которой есть звуки Л или ЛЬ (дети называют слова, а логопед имитирует складывание слов в волшебный безразмерный сундучок)
Я хочу взять еще шаль, купальник, платье и пальто.
На доску выставляется 4 картинки (шаль, купальник, платье, пальто)
– Назовите самое короткое слово (шаль, самое длинное слово (купальник). Выложите слоговую схему слова КУПАЛЬНИК на своем рабочем месте.
Кто первый выполнит задание, тот проверяет правильность выполнения задания у всех детей на своем ряду.
– Теперь положим игрушки в подарок инопланетянам (дети называют слова)
Определите, где спрятался звук ЛЬ в слове ЛЕЙКА? Где спрятался звук Л в слове ВЕЛОСИПЕД? Дети выполняют задание на своем рабочем месте.
Кто первый выполнит задание, тот проверяет правильность выполнения задания у всех детей на своем ряду.
– Теперь соберем гостинцы. В каких продуктах больше всего витаминов?
Дети называют овощи и фрукты со звуками Л и ЛЬ.
– Чемодан собрали!
4. Взлет космического корабля (артикуляция звуков).
– Космический корабль готов к взлету (выставляется на доску картинка космического корабля).
Пристегнули ремни, надели шлем, заводим мотор ЛЬ ЛЬ ЛЬЛЬЛЬЛЬ
Мотор загудел, взлет ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ… (включается музыка)
– Посмотрите в иллюминатор. Пролетаем над полями, лесами. Видим деревья: (1 клен, а 3 - клена, а много - кленов, лес – кленовый; 1 ель, а 3 ели, а много елей, лес еловый. 1липа, а 3 липы, а много лип, лес липовый). Какие еще деревья мы видим (тополь, лиственницу, яблоню)
5. Выход на планету.
– Мы совершили посадку, можно выйти из космического корабля и немного размяться.
Физминутка под космическую музыку.
6. Встреча с инопланетянином.
– Нас встречают инопланетянин (выставляется игрушка - робот). Он с нами здоровается и разговаривает (воспроизведение звуковых рядов ля – ли – ло ли – лы – ля и т. д. с изменением интонации голоса и ударения).
Дети отдают другу чемоданчик с подарками.
– А как же зовут нашего инопланетянина? Мы с ним еще не познакомились. Он говорит, чтобы узнать его имя нужно собрать слово по первым звукам каждой картинки, которые он принес (дети собирают имя ЛОЛИК на доске по картинкам: лодка, ослик, лимон, игрушки, кот)
7. Игра с инопланетянином.
– Ребята, Лолик сказал, что хочет поиграть с вами. Хотите? Посмотрите, он разложил буквы. Пока звучит бубен, вы бегаете вокруг букв, как только замолчит бубен, берете по одной букве. Из подходящих букв Лолик собрать его имя.
– Пока мы выполняли задание Лолика, любопытные инопланетяне разобрали наш космический корабль… как же мы теперь доберемся до дома?
Лолик говорит, что поможет нам – починит наш корабль. А нас просит сделать звуковой анализ слова (а это его имя). Дети индивидуально выполняют звуковой анализ.
Лолик : Ребята, я был рад знакомству с вами. Мне очень жаль, но настало время прощаться. Я починил ваш корабль.
III. Итог занятия.
– Космический корабль готов к взлету (выставляется на доску картинка космического корабля). Пристегнули ремни, надели шлем, заводим мотор ЛЬ ЛЬ ЛЬ ЛЬ ЛЬ ЛЬ …Мотор загудел, взлет ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ… (включается музыка)
– Мы благополучно приземлились на планете Земля, в нашем любимом детском саду. Где мы сегодня были? А что это у меня за коробочка здесь лежит, а в ней записка. Кто сможет прочитать? (ГОСТИНЕЦ ДЛЯ ДРУЗЕЙ. ЛОЛИК)