Татьяна Скрягина
Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) «Длиннее, короче»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: 3-4 года, младшая группа
Тема: «Длиннее, короче»
Основные цели:
1) сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя числа;
Публикация «Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) „Длиннее, короче“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
4) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
5) развивать память, внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности;
Оборудование:
демонстрационный материал: два котенка, длинные и короткие ленточки.
раздаточный материал: карточки с домиками, полоски, трафареты животных (котята, белочка, зайчик)
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, у вас есть друзья?
- А вы любите, когда друзья приходят к вам в гости?
Педагог говорит о том, что сегодня в гости пришли котята, но они немного грустные, потому что хотели прийти красивыми и завязать бантики, но не смогли этого сделать.
- Хотите помочь котятам?
- Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
1) актуализировать умение правильно употреблять слова «длинный», «короткий»;
2) тренировать умение считать до двух.
Дети подходят к столу где сидят котята.
- Сколько котят просят о помощи? (два)
- Сколько ленточек понадобится двум котятам, чтобы завязать бантики? (тоже две)
Педагог показывает детям две ленточки- длинную и короткую. Завязывает бант из длинной ленточки одному котенку. Второму котенку завязать бантик не удается.
- Никак не получается! Почему же мы не смогли завязать второй бантик?
В основном, дети отвечают правильно, что ленточка короткая.
- Какая ленточка нужна этому котенку? (Длинная)
Педагог предлагает детям выбрать для второго котенка длинную ленточку.
3. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для поиска способа непосредственного сравнения предметов подлине (наложения, приложения);
2) сформировать опыт под руководством педагога фиксации затруднения и понимания его причины.
Педагог берет короткую ленточку и вместе с детьми подходит к столу, на котором находятся еще две ленточки: первая равна по длине короткой, а вторая- длиннее.
Детям предлагается выбрать длинную ленточку.
Фиксирует вывод, показывая на ленточках: Как правило, дети правильно выбирают длинную ленточку, но котенок говорит, что ленточки одинаковые.
- Покажите котятам, что выбранная вами ленточка длиннее.
Возникает затруднение, так как дети не знают способа сравнения по длине.
- Смогли вы показать котятам, что одна ленточка длиннее другой? (Нет)
- Как вы думаете, почему?
Педагог выслушивает ответы детей, после чего подводит итог.
- Мы не смогли объяснить, потому что не умеем сравнивать предметы по длине.
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1) сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;
2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение;
4) развивать логическое мышление, речь, инициативность, творческие способности.
- Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, какая ленточка длиннее?
Педагог предлагает детям высказать свои версии, хвалит детей за верные ответы и за попытки ребят высказать свое мнение, создавая атмосферу поиска, творчества.
Под руководством взрослого малыши сравнивают ленточки по длине путем приложения и наложения.
Педагог фиксирует вывод, показывая на ленточках: для того, чтобы сравнить ленточки по длине, можно приложить их друг к другу (или наложить) и выровнять два конца.
5. Включение нового знания в систему знаний
Часть 1
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение.
Педагог говорит детям, что котята очень рады и благодарят за помощь и предлагают потанцевать вместе с ними. (Дети танцуют под веселую музыку)
Часть 2
Дидактические задачи: закрепить умение сравнивать предметы по длине путем приложения и наложения, умение называть цвета.
Дети садятся за столы. У каждого на столе лист бумаги с тремя домиками – желтой, зеленой и красной крышей. Посередине стола находятся полоски одинаковой ширины синего цвета по две на каждого ребенка. Длина полосок одинакова и равна расстоянию между домиком с желтой крышей и домиком с красной крышей.
Педагог рассказывает детям о том, что котята живут в домике с желтой крышей, белочка в домике с зеленой крышей, а зайчик в домике с красной крышей. Друзья не могут ходить друг к другу в гости, так как выпало много снега и замело все дорожки.
- Как можно помочь котятам? (надо проложить дорожки)
- Поможем друзьям?
Педагог предлагает детям взять полоски бумаги- «дорожки» и положить их между домиками. После выполнения задания спросить у детей:
- Как вы думаете, довольны ли котята?
После обсуждения приходим к выводу, что между домиками с желтой крышей и домиком с зеленой крышей дорожка короткая. Эту дорожку надо убрать.
- Какой дорожка должна быть между этими домиками? (длинной)
Детям предлагается подобрать нужную «дорожку» для домика, в котором живет белочка. Ребята берут короткую полоску и идут к столу, на котором лежат полоски розового цвета. Часть полосок равна по длине полосок, которая в руках у детей, а другая – длиннее.
Педагог помогает детям подобрать нужную полоску. Выбрав полоску, дети присаживаются на свои места и продолжают выполнять задание, выкладывая «дорожки» между домиками.
- Чем отличаются дорожки?
Обычно дети отвечают, что одна дорожка синяя, а другая – розовая, одна длинная, а другая – короткая. Педагог уточняет, что «дорожки» отличаются цветом и длиной.
- Между какими домиками дорожка длинная? (короткая)
Котята благодарят малышей за помощь и за красивые дорожки.
Детям раздаются животные, и ребята могут поставить их около домиков или на дорожки.
6. Осмысление (итог)
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Дети подходят к педагогу.
- Что мы сегодня делали?
- Чем мы помогли котятам и их друзьям?
Педагог хвалит детей и говорит, то они смогли помочь котятам завязать красивые бантики, и помогли проложить дорожки к домикам их друзей, потому что научились сравнивать по длине.