Елена Василькова
Конспект занятия со второй младшей группой «Длиннее, короче»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные цели:
1. Формировать представления о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;
2. Формировать опыт преодоления затруднения (на основе рефлексивного метода);
3. Закреплять умение считать до двух, сравнивать предметы по свойствам, сравнивать группы предметов по количеству, используя числа.
Дидактические материалы:
1. Две игрушки медведей;
2. Два шарфа разной длины.
Оборудование:
1. Лист бумаги с нарисованными домиками – красным, синим, желтым и зеленым;
Публикация «Конспект занятия со второй младшей группой „Длиннее, короче“» размещена в разделах
2. Вырезанные из бумаги полоски: 2 желтые и 1 оранжевая – короткие (одинаковой длины, 1 оранжевая – длинная.
Краткая аннотация к работе: данный сценарий занятия направлен на формирование и развитие элементарных математических представлений во второй младшей группе. В ходе организованной образовательной деятельности дети поупражняются в сравнении предметов по длине путем наложения и приложения; в счете до двух; попробуют сравнить группы предметов по количеству, используя числа.
В процессе занятия педагог создаст условия для развития логических компонентов мышления, развития памяти, пространственного восприятия, речевой активности, коммуникативных качеств, умение сообща.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Дети собираются около воспитателя.
- В чем вы сегодня пришли в детский сад?
- Почему вы одели куртки, шапки?
После ответов детей воспитатель говорит, что, несмотря на то что наступила весна и стало пригревать солнышко, еще рано снимать теплую одежду и шапки.
Воспитатель рассказывает, что мишки собрались на прогулку и просят повязать им шарфы.
- Хотите им помочь?
- Сможете?
2. Актуализация
Дидактические задачи:
1. Актуализировать умение правильно употреблять слова «длинный», «короткий»;
2. Тренировать умение считать до двух.
Дети подходят к столу, на котором сидят два медвежонка.
- сколько медвежат просят о помощи? (два)
- сколько шарфов понадобится двум медвежатам (два)
Воспитатель кладет на стол два шарфа – длинный и короткий.
Воспитатель завязывает длинный шарф на шее у одного медведя. Второй шарф завязать не удается.
- Никак не получается! Почему мы не можем завязать второй шарф? Ка правило, дети правильно отвечают, что этот шарф короткий
- Какой шарф нужен этому медвежонку? (длинный)
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для поиска способа непосредственного сравнения предметов по длине (наложение., приложение);
2. Формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель берет короткий шарф и вместе с детьми подходит к соседнему столу, на котором находятся еще два шарфа: первый равен по длине короткому шарфу, а другой длиннее.
- Давайте выберем длинный шарф.
Обычно дети правильно выбирают длинный шарф, но медвежонок говорит, что шарфы одинаковые.
- Давайте покажем медвежонку, что выбранный нами шарф длиннее.
Возникает затруднение, т. к дети не знают способа сравнения по длине.
- Смогли мы показать медвежонку, что один шарф длиннее другого? - нет
- Как вы думаете почему не смогли?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: мы не смогли обьяснить, потому что пока не умеем сравнивать предметы по длине.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1. Формировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;
2. Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
– Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, а хочешь узнать? (надо спросить у того, кто знает.)
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего показывает и рассказывает, как сравнивать шарфы по длине путем приложения и наложения: для того чтобы сравнивать шарфы (ленты, полоски) по длине, можно приложить их друг к другу и выровнять два конца.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Часть 1.
Дидактические задачи:
Организовать активный отдых детей, развивать воображение.
Воспитатель предлагает детям представить, что они тоже оделись и вышли гулять.
Но на улице холодно, дует ветер, и необходимо согреться, надо побегать и попрыгать.
Часть 2.
Дидактические задачи:
Закреплять умение сравнивать предметы по длине путем приложения и наложения, умение называть цвета.
Дети садятся за столы. У каждого на столе лист бумаги с четырьмя домиками – красным, синим, желтым и зеленым.
Посередине стола находятся полоски одинаковой ширины желтого цвета по две на каждого ребенка.
Длина полосок одинакова и равна расстоянию между желтым и зеленым домиками.
Воспитатель рассказывает, что это домики, которые построили друзья медвежат – цветные человечки.
Человечки вселились туда недавно и еще не успели проложить между домами дорожки, а весной когда тает снег, на улице много воды и грязи и невозможно ходить друг к другу в гости.
- Как можно помочь жителям домиков – цветным человечкам? (надо проложить дорожки)
Воспитатель предлагает детям взять полоски бумаги – «дощечки» и положить их между домиками.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:
- как вы думаете довольны ли жители?
После обсуждения приходим к выводу, что между красным и синим домиками дорожка короткая.
Эту полоску убирают.
- какой должна быть дорожка между красным и синим домиками? (длинной)
Воспитатель предлагает детям подобрать нужную дощечку для жителей красного и синего домиков.
Дети берут короткую полоску и идут к соседнему столу, на котором находятся оранжевые полоски.
Часть полосок равна по длине полоске, находящейся в руке у ребенка, другая часть полосок длиннее.
Воспитатель помогает детям сравнивать полоски по длине.
Взяв длинную и короткие полоски, дети садятся на свои места и кладут дощечки между домиками.
Чем отличаются дорожки вверху и внизу?
Как правило, дети отвечают, что одна дорожка желтая, а другая оранжевая, одна длинная, а другая короткая.
Воспитатель должен уточнить, что полоски отличаются цветом и длиной.
- Между какими домиками дорожка более длинная (короткая? (между синим и красным домиками (между желтым и зеленым домиками).
Цветные человечки благодарят детей за красивые и удобные дорожки.
6. Осмысление
Дидактические задачи:
Восстановить в памяти детей, то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Чем мы помогли медвежатам и цветным человечкам?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь медвежатам завязать шарфы, помогли цветным человечкам проложить дорожки между домиками, потому что научились сравнивать по длине.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.): тема данного занятия «Длиннее, короче» входит в образовательную программу дошкольного образования.