Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Длиннее, короче»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: 3-4-года, вторая младшая группа
Тема: Длиннее, короче
Основные цели:
1) формировать представление о сравнении предметов по длине путём наложения и приложения;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
3) закреплять умение считать до двух, сравнивать предметы по свойствам;
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Длиннее, короче“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение;
5) развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение.
Дидактические материалы:
Демонстрационный – презентация к занятию, две дорожки – «тропинки» разного цвета и длины, мольберт, изображение домика.
Раздаточный – картинка с изображением Красной Шапочки и домика; по две полоски – «тропинки» разного цвета и длины; полоски - «дощечки» для заборчика разного цвета и длины.
Оборудование: настенный проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения.
«Детская цель» - помочь Красной Шапочке выбрать короткую дорожку к домику бабушки.
Новое знание – сравнение предметов по длине путем наложения и приложения.
Затруднение ребенка – не могут выбрать короткую дорожку.
Причина затруднения - не умеют сравнивать по длине.
Способ преодоления затруднения - научились сравнивать предметы по длине путём наложения и приложения.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Любите ли вы сказки?
- Какие сказки вы знаете?
- Я тоже люблю сказки. Хотите узнать мою самую любимую сказку?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказке «Красная Шапочка».
- Для какой сказки эти иллюстрации? Кто здесь изображен?
- В сказке волк обманул Красную Шапочку. Помните как? Он пошел по короткой дорожке, а Красную Шапочку отправил по длинной. Пришел и притворился бабушкой, а потом съел Красную шапочку. А вот если бы Красная Шапочка пошла по короткой дороге, такое произошло бы?
- Хотите помочь Красной Шапочке выбрать правильную, короткую, дорожку к домику бабушки?
- Сможете?
2. Актуализация знаний и умений.
Дидактические задачи: актуализировать умение правильно называть слова «длинная», «короткая»;
Воспитатель предлагает детям отправиться в сказку, но для этого им надо выбрать короткий путь. Перед детьми лежат две дорожки разной длины (видно на глаз) и разного цвета.
- Сколько дорожек? Чем отличаются?
- По какой дорожке пойдем? (По красной)
- Почему вы решили, что по красной? (Она короткая)
Воспитатель хвалит детей. Дети проходят по красной дорожке.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1)Создать мотивационную ситуацию для поиска способа непосредственного сравнения предметов по длине (наложение, приложение).
2)Формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы. На столах у детей картинка с изображением Красной Шапочки и домика бабушки и две полоски-дорожки, которые мало отличаются по длине.
Давайте выберем дорожку, по которой пойдет Красная Шапочка к домику бабушки. Какую мы хотим выбрать дорожку? (Короткую.) Пробуйте. Дети, скорее всего, выберут разные дорожки. Возникает затруднение, т. к. дети не знают способа сравнения по длине путем наложения и приложения.
- Смогли мы показать Красной шапочке короткий путь к домику бабушки?
- Как вы думаете, почему не смогли?
Выслушиваются ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: мы не смогли объяснить, потому что пока не умеем сравнивать предметы по длине.
3. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать представление о сравнении предметов по длине путём наложения и приложения;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
– Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Спросить у того, кто знает.)
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего показывает и рассказывает, как правильно сравнить дорожки по длине путё м наложения и приложения: для того чтобы сравнить дорожки по длине, можно приложить их друг к другу (или наложить, обязательно выровнять два конца.
Дети сравнивают дорожки путем приложения и выбирают короткую дорожку.
- Смогли мы показать Красной шапочке короткий путь к домику бабушки? Да, потому что узнали, как правильно сравнить дорожки по длине.
Теперь волк не сможет прийти первым к домику, не притворится бабушкой и не съест Красную Шапочку.
Воспитатель предлагает вместе с Красной Шапочкой отправиться к домику бабушки: включает бодрую, веселую музыку, дети маршируют.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
Закреплять умение сравнивать предметы по длине путём наложения и приложения, умение называть цвета.
Воспитатель рассказывает детям, что был сильный ветер, и забор у бабушки упал. Спрашивает у детей, что же теперь делать бабушке. Дети предлагают построить бабушке новый заборчик.
- А вот и дощечки для нового забора. Чем они отличаются? Воспитатель уточняет, что дощечки отличаются цветом и длиной. Далее воспитатель предлагает детям взять по две дощечки разного цвета.
- Бабушка просит построить забор из длинных дощечек. Сможете?
Дети сравнивают дощечки, выбирают ту, которая длиннее. Воспитатель при необходимости помогает сравнить дощечки по длине. Дети выставляют заборчик из длинных дощечек у домика бабушки.
Воспитатель благодарит детей за помощь.
- Теперь волк не сможет пройти к домику бабушки. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. По какой дорожке вернемся: по длинной или по короткой?
Дети по выбранной дорожке проходят на ковер.
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
1)восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
– Где мы сегодня побывали?
– Что полезное сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они помогли Красной Шапочке найти короткий путь к домику бабушки и построить заборчик, потому что научились сравнивать предметы по длине.
Комментарии к сценарию:
Литература: Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. "Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 1. ФГОС ДО", Ювента, 2016.