Марина Казакова
Литературное занятие по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц
№ и тема недели Направление развития
занятия и его тема
литература
Программное содержание Совместная
деятельность с детьми Совместная
деятельность с родителями воспитанников
Пересказ сказки «Лиса и рак»
Ушакова,24 Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно). Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом).
Публикация «Литературное занятие по речевому развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать любовь к народному творчеству. Загадывание загадки. Беседа по картине «Лиса с лисятами». д/и «Скажи наоборот»
Рассказывание сказки воспитателем «Лиса и рак». Беседа по сказке. д/и «Кто хитрее?». Физкультминутка.
Составление рассказов детьми по картинкам с лисой. Заучивание чистоговорки.
Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»
Ушакова, 26 Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «з»; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.
Развивать творческое воображение.
Воспитывать устойчивое внимание. Рассматривание картины «Кошка с котятами», беседа по ней.
Сочинение маленьких рассказов детьми. Физкультминутка. Д/и «Комары и осы». Игра «Эхо» д/и «Что такое звук, слово, предложение?». Игра «Почему так называют»
д/и «Что вы видите вокруг?». Чтение стихотворения.
Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»
Ушакова 32 Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями.
Учить произносить слова со звуками «с» и «з» отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом, произносить фразы на одном выдохе, а звуки «с» и «з» в словах протяжно.
Развивать внимание, память.
Воспитывать умение слушать рассказы других детей. Рассматривание игрушек. Придумывание историй детьми про любимую игрушку. Игра «Назови звук». Физкультминутка. Чистоговорка. д/и «Назови ласково»
Загадывание загадок. Заучивание скороговорки.
Составление рассказа по скороговорке Формировать навыки связной речи.
Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «ц», учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе
(умеренно, быстро, медленно, с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).
Развивать слуховое внимание.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству. д/и «Скажи какой». Чтение воспитателем стихотворения М. Щеловановой «Утро». Беседа по стихотворению.
Физкультминутка.
Загадывание Загадки:
Заучивание чистоговорки.
Проговаривание скороговорки.
д/и «Угадай на ощупь»
д/и «Найди точное слово»
Стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»
Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Ушакова, 35 Учить выразительно пересказывать текст. Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.
Развивать интерес к художественной литературе.
Воспитывать заботливое отношение к игрушкам. Чтение рассказа «Разве так играют?». Беседа по рассказу. Пересказ рассказа детьми. Загадывание загадок. Игра «Один-много». Игра «Подбери слово похожее по звучанию». Игра «Кто пропал?»
Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом». У,41. Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины.
Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ш» и «ж», учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.
Развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли.
Воспитывать устойчивое внимание. Рассматривание картины, ответы детей на вопросы по картине. Придумывание раасказа детьми по картине. Д/и «Эхо»
Д/и «Найди точное слово»
Д. и «Назови одним словом». Прослушивание стихотворения Серовой «Подскажи словечко». Придумывание предложений с определенными словами.
Составление рассказов на темы стихотворений Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы.
Упражнять в образовании названий детенышей животных в И. п. и Р. п. мн. ч. ; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.
Учить выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж», четко произносить фразы (чисто- и скороговорки, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.
Развивать слуховое внимание.
Воспитывать организованность, дисциплинированность Чтение стихотворения «Где чей дом» Волжиной. Беседа.
Загадывание загадкок.
Стихотворения на звуки «Ш» и «Ж» :
д/и «Один – много»,
д/и «Найди звук»,
д/и «Кто у кого?»
Составление рассказа на заданную тему
Ушакова,48 Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детенышей животных в И. п. и Р. п. мн. ч. ; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.
Учить подбирать слова, сходные по звучанию.
Развивать творческие способности детей в составлении рассказов.
Воспитывать устойчивый интерес к занятию. Чтение стихотворения «Где спит рыбка?» Токмаковой. Беседа. Игра «Чей домик?» Загадывание загадок. д/и «Чей малыш?» Рассматривание иллюстраций. Придумывание и рассказывание детьми рассказов.
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Ушакова, 50 Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя.
Учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Учить пользоваться восклицательной интонацией.
Развивать умение внимательно слушать произведение.
Воспитывать усидчивость. Слушание рассказа Чарушина «Лисята». Беседа по рассказу. Пересказ рассказа детьми.
Загадывание загадок
д/и «Какой, какая, какие»
Рассматривание картинки и придумывание детьми загадок.
Составление рассказа по картине «Ежи»
Ушакова,52 Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей).
Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «чь» и «щь»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки «чь» и «щь», выделять их в словах.
Развивать наблюдательность при рассматривании картины.
Воспитывать умение слушать рассказы других детей. Загадывание загадки. Рассматривание картинки с изображением «Ежа». Беседа по вопросам. д/и «Какие бывают иголки? Чтение стихотворения Б. Заходера «Ежик».
д/и «Поймай звук».
проговаривание чистоговорки.
Составление рассказа на тему «Домашнее животное»
Ушакова, 55 Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
Учить употреблению трудных форм Р. п. мн. ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); Воспитывать умение задавать друг другу вопросы.
Учить выделять во фразах слова со звуками «ч» и «щ», находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.
Развивать интерес к миру животных.
Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга. Придумывание рассказов детьми про домашнее животное. Игра «Котята». Чтение стихотворения «Свинка» воспитателем. Беседа по стихотворению. Загадывание загадок. Чтение чистоговорок и проговаривание с детьми. Игра «Картина и корзина». Игра «Едем, летим, плывем». Игра «Коза-стрекоза».
Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Ушакова, 58 Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.
Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий, многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).
Развивать внимание, память.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. Чтение отрывка стихотворения «Маша обедает» С. Капустикян. Беседа по стихотворению. Игра «Назови одним словом». Физкультминутка. СРИ «Магазин посуды». Игра «Отвечай быстро».
Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
Ушакова, 61 Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы Р. п. мн. ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть.
Привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.
Развивать умение строить предложения, четко и правильно произносить слова.
Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. Слушание стиховторения И. Суриковой «Зима». Беседа по стих. Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок». Беседа по рассказу. Пересказ рассказа детьми. Игра «Снежки».
Загадывание загадок.
Игра «Чего не хватает?»
Игра «Лето-зима»
Придумывание рассказа детьми.
Составление рассказа по картине «Река замерзла» ушакова, 64 Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками «с» и «ш»; закрепить умение делить слова на части – слоги.
Развивать интерес к составлению рассказов по картине.
Воспитывать желание слушать рассказы товарищей, умение оценивать их. Рассматривание картины. Беседа по картине.
Придумывание рассказа детьми «Река замерзла». Физкультминутка. Игра «снежки»
Игра «Найди звук».
Чтение потешек воспитателем, разбор потешки.
Игра «Игла-пила»
Игра «Один-много»
Составление рассказа на тему «Игры зимой»
У, 67. Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы.
Учить употреблять предлоги с пространственным значением.
Учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками «с» и «ш», говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове.
Развивать слуховое внимание.
Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга. Беседа «Моя любимая игра зимой»
Физкультминутка.
Рассматривание картины «Медвежья семья» Беседа по картине. Игра «Найди звук».
Заучивание скороговорки.
Игра «Чей нос?» Игра «Хочу погладить»
Составление рассказа на темы скороговорок
Ушакова, 70 Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок.
Закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм Р. п. мн. ч. существительных.
Учить различать на слух звуки «з» и «ж»; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки «з» и «ж» протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо).
Развивать творческие способности в составлении рассказов.
Воспитывать интерес к занятию. Игра «Найди звук»
Составление коротких рассказов детьми о зайце и жуке.
Проговаривание чистоговорки. Физкультминутка.
Игра «Про ежей, про елки»
Сочинение сказки детьми.
Игра «Кто как двигается».
Пересказ сказки «Петух да собака» Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.
Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы Р. п. мн. ч. существительных. Подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.
Развивать диалогическую речь.
Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Загадывание загадок.
Беседа. Игра «Высокий-низкий»
Физкультминутка. Чтение сказки воспитателем «Петух да собака».
Беседа по сказке. Пересказ сказки детьми.
Составление рассказа по картине «Северные олени»
Ушкаова, 76 Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных.
Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ч» и «ц»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками «ч» и «ц».
Развивать умение слушать друг друга.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания картины. Рассматривание картины «Северные олени». Беседа по картине. Составление рассказов детьми о жизни северных оленей.
Физкультминутка. Загадывание загадок.
Игра «Найди звук».
Игра «Закончи фразу».
Составление описательного рассказа на тему «Зима»
Ушакова, 79 Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные).
Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывать, воспитатель записывает рассказ). Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.
Развивать речь как средство общения.
Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы. Беседа о зиме. Сочинение коротких рассказов о зиме детьми.
Физкультминутка.
Игра «Живые слова»
Чтение стихотворения А. Капраловой «Курица и цыплята».
Игра «Звук, слог, слово»
Проговаривание скороговорок.
Ознакомление с предложением
Ушакова, 84 Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.
Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.
Развивать слуховую память, связную речь.
Воспитывать интерес к изучению родного языка. Игра «Живые слова»
Игра «Добавь слово»
Игра «Угадай слово»
Чтение стихотворения воспитателем е. Серовой «Подскажи словечко»
Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
88. Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.
Объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова.
Учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).
Развивать интерес к устному народному творчеству.
Воспитывать устойчивое внимание. Рассказывание сказки «Лиса и кувшин». Беседа по сказке.
Пересказ сказки детьми
Физкультминутка.
Игра «Живые слова»
Игра «Угадай, какое слово заблудилось».
Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком»
У, 90 Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины.
Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении.
Формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.
Развивать интерес к миру животных.
Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам товарищей. Загадывание загадок. Беседа.
Рассматривание картины «Лошадь с жеребенком». Беседа по картине.
Составление рассказа детьми.
Чтение воспитателем рассказа К. Ушинского «Лошадка». Беседа по рассказу. Заучивание скороговорки.
Игра «Какое слово заблудилось»
Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился»
У, 92 Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем.
Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов.
Закреплять представления о слоге и ударении.
Развивать воображение.
Воспитывать устойчивый интерес к занятию. Рассказ воспитателя о цыпленке.
Составление рассказа детьми.
Игра «Живые слова»
Составление рассказа на заданную тему
У, 94 Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения.
Уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения.
Развивать интерес к окружающему.
Воспитывать речевую активность. Проблемная ситуация.
Беседа. Игра «Что для чего?»
Физкультминутка.
Чтение стихотворения Л. Станчева воспитателем.
Игра «Замени слово»
Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»
У, 97 Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов.
Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях.
Развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок).
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа. Чтение рассказа воспитателем.
Беседа по рассказу.
Пересказ рассказа детьми.
Физкультминутка.
Игра «Путаница»
Игра «Закончи фразу»
Составление сюжетного рассказа по набору игрушек
У, 99 Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог.
Учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно.
Учить различать на слух звуки «с» - «сь», «щ» в словах, четко произносить слова с этими звуками.
Развивать творческое воображение.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать товарищей. Рассматривание игрушек.
Составление рассказа детьми про девочку.
Игра «Живые слова»
Игра «Чего не хвататет»
Игра «Назови звук»
Сочинение на тему «Приключения зайца»
У, 101. Учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «с» - «сь», «щ», учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах.
Развивать память, мышление.
Воспитывать умение слушать рассказы других детей. Загадывание загадок.
Рассматривание картины «Зайцы». Беседа.
Составление предложений о зайце.
Сочинение детьми сказки о зайце «Приключение зайца».
Физкультминутка. Проговаривание чистоговорки.
Заучивание скороговорки.
Игра «Определим ударную часть».
Составление рассказа на предложенную тему
У, 103 Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет.
Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «л» - «ль», «р» - «рь», изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.
Развивать творческие способности в составлении рассказов.
Воспитывать интерес к занятию. Беседа.
Загадывание загадок.
Игра «Найди звук»
Физкультминутка.
Слушание сказки У. Диснея. «Белоснежка и семь гномов. Беседа по сказке.
Пересказ рассказа Я,Тайца «Послушный дождик»
У, 106 Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает).
Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий.
Активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.
Развивать умение внимательно слушать педагога и ответы детей.
Воспитывать уважение к труду взрослых. Чтение рассказа воспитателем Я. Тайца «Послушный дождик».
Беседа по вопросам.
Пересказ рассказа детьми.
Игра «Профессии».
Игра «Кому что нужно?»
Составление рассказа по картине «Зайцы»
У, 107 Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику.
Учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак).
Учить определять ударение в двухсложном слове.
Развивать интерес к миру животных.
Воспитывать организованность, дисциплинированность. Рассматривание картины «Зайцы»
Беседа по картине.
Составление рассказа по картине детьми.
Игра «Назови правильно»
Чтение стих. С. Маршака «Почта».
Загадывание загадок.
Рассматривание картины «На рыбалке»
Игра «Поставь ударение»
Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка»
У, 110 Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи.
Давать задания на образование слов – названий профессий.
Развивать связную речь, творческую инициативу, выдумку.
Воспитывать устойчивый интерес к занятию. Беседа. Придумывание рассказа детьми.
Записывание рассказа воспитателем в альбом.
Физкультминутка.
Загадывание загадок.
Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
У, 111 Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки.
Учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентироваться на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.
Развивать внимание, память.
Воспитывать интерес к художественной литературе. Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик» воспитателем.
Беседа по сказке.
Придумывание сказки про кораблик детьми.
Обсуждение с детьми пословицы.
Чтение стих. Ю. Тувима «Про пана Трулялинского».
Игра «Закончи фразу»
Выполнение задания детьми по стихотворению.