Дарья Жиганова
Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний сказок в игровой форме.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- продолжать учить определять вид сказки;
- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;
- формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;
-учить подбирать слова антонимы (прилагательные, определяющие характеры героев.
Развивающие :
Публикация «Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- развить навыки речевого общения; развить связную речь;
- развить память, внимание;
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброту, сопереживание к героям, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие»
Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам, просмотр любимых сказок по видео, загадывание загадок на данную тему, рисование любимых сказочных героев.
Оборудование: презентация «В гостях у сказки», икт оборудование, выставка книг по сказкам, мяч; пазлы, сундучок, иллюстрации предметов или предметы сказочных героев.
Словарная работа: проговаривание приветствия, физминутки, активизация словаря: хитрая, злая, добрые, хорошие и т. д.
Ход занятия:
I. Организационный момент. (слайд 1)
Дети приветствуют гостей и встают в круг, взявшись за руки.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, у нас гости, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.
Приветствие гостей.
- Добрый день!
Дети: для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать.
Повертелись, покружились и мы в сказке очутились.
Воспитатель: (слайд 2)
- Ребята, послушаете, кто – то плачет. Кто это, как вы думаете? (Да, это же Маша.)
- А как, мы можем её назвать ласкова? (Машенька).
– Давайте, спросим у Маши, что случилось?
- Машенька собралась в школу, а что такое сказки ни чего не знает. В рюкзачке у Машеньки есть задания. Давайте ей поможем выполнить их.
II Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, что такое сказки?
Дети: это необыкновенные истории, с героями случаются необыкновенные события, происходит волшебство, говорят звери, птицы, предметы.
Воспитатель: А на какие виды делятся сказки?
Дети: народные и авторские (литературные).
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными? (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому, из поколения к поколению, их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Назовите русскую народную сказку. (репка, теремок, сестрица Алёнушка и братец Иванушка, гуси –лебеди и т. д.)
Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские или литературные сказки?
Дети: авторские сказки, написанные автором (одним человеком)
Воспитатель: Назовите авторские сказки и кто их написал. (К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», П. Ершов «Конёк-горбунок» и т. д.)
Воспитатель: Да сказочные истории дошли и до нас. Они бывают весёлые и грустные, страшные и смешные. Ребята мы с вами на занятии вспомним русские народные сказки и литературные.
Ребята, скажите мне как мы узнаём, что перед нами сказка? (происходит волшебство, разговаривают животные, происходит что такое, что не может произойти на самом деле).
- Если в сказке происходит волшебство, присутствуют волшебные предметы, как такие сказки называются? (волшебные,
Если в сказке говорится о быте простого человека, то эта сказка называется? (Бытовая).
Если в сказках главный герой – животное, то сказка? (сказка о животных).
Воспитатель: Маша предлагает сыграть в игру.
• «Ты мне – я тебе» (из какой сказки герой)
Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой. Например: Коза – «Волк и семеро козлят»; Медведь – «Три медведя»; Волк – «Лиса и волк»; Гуси – «Гуси лебеди»; Лиса – «Лисичка со скалочкой»; Курица – «Курочка ряба»; Заяц – «Заяц - хваста». Маша – «Маша и медведь» (Как можно назвать этих героев ласково)
Воспитатель:
- Молодцы! Садимся за столы.
- Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (наказывается).
Игра: «Отгадай сказку по загадке» (слайд 3)
Воспитатель: Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я вместе с Машенькой буду загадывать вам загадки, и вы будете называть название сказки.
* Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка) (слайд 4)
*Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя) (слайд 5)
*Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит) (слайд 6)
* В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка) (слайд 7)
* В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал. (Буратино) (слайд 8)
*Старик в сине море
Свой невод забросит.
Кого-то поймает
И что-то попросит.
Жадность старуху
Сводит с ума,
С разбитым корытом
Осталась она.
(Сказка о рыбаке и рыбке) (Слайд 9)
Воспитатель: Молодцы. Давайте с вами немножко отдохнём и проведём физминутку.
III. Физкультминутка «Шёл король по лесу…» (слайд 10)
Шёл король по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
Ещё разок попрыгаем, попрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем. (Потопаем.)
Воспитатель: давайте с вами ещё поиграем. Продолжим наше занятие.
Игра «Из какой сказки иллюстрация» (слайд 11)
Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на экране иллюстрации к сказкам)
1) – Ребята, посмотрите на экран и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывается слайд из сказки
«Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».) (слайд 12)
- Как вы догадались?
- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)
- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - (Это сказка «Лисичка-сестричка и серый волк») (слайд 13)
- А какие герои в этой сказке – хорошие или плохие? (Лиса хитрая, жадная волк доверчивый.)
3) Рыбка, старик, старуха («Сказка о рыбаке и рыбке») (слайд 14) Чему учит нас эта сказка? (Не надо быть жадным, знать меру)
4) Сестрица Алёнушка, козлёнок, копытце с водой («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») (слайд 15) А чему учит нас эта сказка? (нужно слушаться старших). Какая это сказка? (Русская народная)
5) Очень маленькая девочка, крот, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка») (слайд 16) Кто знает, кто написал эту сказку? (Г. Х. Андерсен)
6) Иван царевич, лягушка со стрелой. (Сказка «Царевна-лягушка»)
(слайд 17)
Воспитатель: Молодцы знаете сказки.
Игра «Кто лишний» (слайд 18)
- Ребята, перед вами сказочные герои дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка, колобок (слайд 19)
Вопросы: Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок, а кто потерялся? (репка) (слайд 20)
- Маша, 2 медведя, поросёнок. Кто лишний? (Поросёнок). Кого не хватает? (маленького Мишутки)
Воспитатель: Молодцы правильно догадались.
Игра «Собери пазлы» (на столе)
Воспитатель: ребята давайте с вами поиграем в игру на время, вам надо разделиться на пары, у каждой пары на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее справится тот и сможет угадать свою сказку, тот и победил.
….раз, два, три игру начни!
Дети собирают пазл-сказка.
• Царевна – лягушка;
• Маша и медведь;
• Сестрица Алёнушка и братец Иванушка;
• Гуси – лебеди;
• По щучьему велению.
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить,
Дружно, смело и умело,
С вами мы взялись за дело!
- Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.
IV Артикуляционная гимнастика.
Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.
Ок-ок-ок - лису выгнал петушок.
Ру-ру-ру - лиса спряталась в нору.
Воспитатель: Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство. В них добрые персонажи борются со злыми.
- Давайте с вами посмотрим на экран и поиграем в игру «кто потерял» (слайд 21)
- Ступа и метла (Баба Яга)
- игла в яйце (Кощей Бессмертный)
- огонь (Змей Горыныч)
Воспитатель: Ребята, Маша нам оставила вот такой сундучок. Туда она собрала вещи, которые нашла. Давайте посмотрим что за вещи и кто их потерял.
Игра «Волшебный сундучок»
1. Градусник (Доктору Айболиту из сказки «Айболит»)
2. Красная шапочка (Красной шапочке из сказки «Красная шапочка»)
3. Сапоги (Коту в сапогах из сказки «Кот в сапогах»)
4. Щука (Емели из сказки «По-щучьему велению»)
5. Стрела (Царевне-Лягушке из сказки «О царевне – лягушке»)
6. Ключик (Буратино из сказки «Приключения Буратино»)
7. Гармошка (Крокодилу Гене из «Чебурашка»)
8. Палочка (сказочной Фее из сказки «Золушка»)
9. Мыло (Мойдодыру из сказки «Мойдодыр»)
Сюрпризный момент медали «Лучшему сказочнику»!
Воспитатель: молодцы. Помогли нашей героини справиться с заданиями. Теперь Машенька всё запомнит, и успешно будет учиться в школе.
- Пришло время возвращаться из сказки. Для этого снова нужно закрыть, повернуться вокруг себя.
волшебные слова «Сказка двери закрывай, в детский сад нас отпускай.»
V. Итоги занятия :
- Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране. Мы на занятии вспомнили сказки русские народные и литературные, авторские.
- Чему учат нас сказки? (сказки учат нас не обижать слабых, сказки учат нас быть смелыми, добрыми и отзывчивыми, а волшебные – верить в чудеса).
Воспитатель:
Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля
- обаятельными, как Чебурашка,
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.
(слайд 22)
Молодцы! Спасибо за занятие!